Робот за рулем: сегодня или завтра?

48
Чуть меньше года назад Илон Маск заявил, что проблема создания беспилотного автомашины в основном решена. И обещал, что к 2019-му автомобили перестанут нуждаться в водителях. Истина, основатель «Теслы» и SpaceX столь же уверенно говорил и о полетах людей к Марсу до 2025 года. А после взрыва на мысе Канаверал в сентябре американский предприниматель наверняка вырван был слегка скорректировать свои наполеоновские планы. Еще раньше, в начале мая, автономная Tesla угробила своего обладателя, не заметив грузовик. Так что же на самом деле происходит сейчас в мире? Мы разрешили, что ответить на этот вопрос должны сами инженеры автомобильных фирм, какие занимаются конструированием таких машин. И вот какие ответы мы получили от спецов из «Пежо/Ситроен», БМВ и «Ниссана».

1) В каком году ваша компания планирует приступить серийный выпуск полностью автономного автомобиля, доступного в свободной торговле?

2) Каков минимальный набор компонентов, которыми должен быть оснащен целиком автономный автомобиль (радары, лидары, видео-камеры, датчики) и т.п., какими характеристиками должны обладать эти компоненты?

3) Как вы оцениваете перспективу серийного выпуска автомашины, не оснащенного рулевым колесом и педалями?

4) Готовы ли вы как фирма-производитель взять на себя ответственность, если виновником аварии будет признан ваш целиком автономный автомобиль?

 

Лор де Сервиньи

Дирекция по коммуникациям, руководитель направления инноваций, технологий, качества группы PSA

1. В 2018 году мы начнем торговли автомобилей, оборудованных автоматизированной системой управления Traffic Jam Assist. Она будет трудиться «под присмотром» водителя, помогая ему в ряде ситуаций — в пробках, при движении в беспрерывном режиме по шоссе, при парковке. Автоматизация отдельных составляющих вождения, особенно рутинных процессов, провоцирующих небрежность со сторонки водителя, позволит снизить число происшествий по причине «человеческого фактора». Поскольку безопасность является приоритетом нашей группы, особое внимание при разработке новоиспеченных технологий будет уделяться надежности функционирования систем. С 2020 года мы начнем вводить в серийных автомобилях решения второго уровня, «Hands Off», затем третьего степени, «Eyes Off». Постепенно мы придем к тому, что автомобиль будет управляться в порядке, не требующем вовлечения водителя, без ущерба для безопасности. Это высвободит «полезное пора», которое можно будет использовать для других занятий или отдыха. Чтобы удалиться от рулевого управления, наши инженеры разрабатывают варианты интуитивно удобопонятного и удобного в использовании интерфейса, который позволит водителю комфортно взаимодействовать с автомашиной и возвращать себе управление, если возникнет желание. Автономные автомашины будут обмениваться информацией с дорожной инфраструктурой и друг с другом, чтобы снизить пора поездки, расход топлива и упреждать проблемы на дороге.

2. Технологии автоматизации вождения используют различные облики датчиков, установленных по периметру автомобиля, а также радары, камеры и ультразвуковые конструкции самых разных типов. Это обеспечивает получение информации по различным каналам. Обработку этих осуществляет центральная компьютерная система, оснащенная программным обеспечения и системой мониторинга PSA.

3. В первую очередность необходимо обеспечить безопасность и надежность работы всех систем – как они будут вести себя в опасной ситуации, потребованной сложными дорожными условиями, поведением других участников движения. Мы отрабатываем решения на 10 автономных прообразах Citroën C4 Picasso. Четыре из них уже прошли 75 000 км в автономном режиме по европейским путям общего пользования. Автомобиль без руля и педалей — это не вопрос завтрашнего дня. Реализовать решения второго (“Hands off”) и третьего степени (“Eyes Off”) автоматизации управления автомобилем мы планируем к 2020 году. Степень 5 – это перспектива 2030 года.

4. Этот вопрос изучается и внутри компании, и в рамках европейских и интернациональных рабочих групп. Совместно с юристами, представителями страховых компаний мы разрабатываем алгоритм труды с обращениями.

Без рук и вслепую

Международная организация автопроизводителей (OICA) выделяет пять степеней автоматизации управления автомашиной. Уровень 1, это Hands on (или «руки на руле») — помощь при парковке и предотвращение схватки, контроль дистанции. Второй уровень “Hands off” («без рук»), третий “Eyes Off”, когда водитель целиком передает управление технике и просто контролирует  корректную работу систем. Mind off («без мозгов», ни вяще, ни меньше!) — водитель остается в машине, но уже никак не заботится об управлении. Наконец, целая автономия, при которой не требуется физическое присутствие водителя в машине, степень 5 — Driverless.

 

Василий Мельников

руководитель пресс-службы  BMW Россия

1. Мы считаем, что технологическая возможность выпустить целиком автономный автомобиль появится в 2021 году. Об этом мы заявляли еще несколько лет назад, когда сообщали о выводе линейки BMW i моделей. Приближаясь к этой дате, видим, что это реалистичный прогноз. Мы именуем полностью автономный автомобиль, который появится в 2021-м, BMW iNEXT. В прошедшем году мы объявили о начале сотрудничества с компаниями Intel и MobileEye, а во втором полугодии 2017 года выведем на глобальный тест автомашины с возможностью автономного вождения в США и Европе.
2. Перечисленные вами устройства, безусловно, используются. В цельном, автомобиль уже сейчас оснащен многими устройствами, которые помогают водителю на пути, включая перестроение, торможение и, в принципе, обеспечивают полуавтономное вождение. Проблема же не просто в датчиках, а в умении всех систем работать вместе, как они скомпонованы. Информацию от сенсоров, какие получают данные о внешней среде, надо распознать системе и дать верные сигналы к действию, а эти сигналы уже должны быть исполнены. На данный момент, положим, электронике трудно распознать потенциал движения человека. Она видит, что кушать объект, по размерам и тепловым характеристикам похожий на человека, но распознать, когда и в каком курсе объект начнет двигаться, эти системы пока не могут. А когда автомашина попадает в ситуацию, где два человека оказались на дороге и столкновение неизбежно, какое решение электроника должна зачислить?
3. Мы считаем, что есть более интересное решение. Посмотрите на наш концепт BMW VISION NEXT 100. Он может запрятывать руль и становиться полностью автономным, но при этом в любой момент готов опять стать настоящим BMW, способным подарить невероятные впечатления от вождения, если водитель возьмет управление на себя. Мы находим, что исчезновение руля из автомобиля – это процесс на ближайшие десятилетия. Владелец автомашины захочет сохранить возможность брать управление на себя. И мы дадим ему такую возможность.
4. BMW Group узко сотрудничает с представителями европейских законодательных органов по вопросам создания целой юридической базы, регламентирующей ответственность автопроизводителей в части, касающейся целиком автономного вождения. Естественно, мы не можем позволить себе действовать как компания-стартап, коротающая альфа- или бета-тесты еще сырой продукции на собственных клиентах. Тем не менее мы уверены, что к 2021 году будет отыскано юридическое решение вопроса ответственности. Мы же со своей стороны будем выводить на базар только автомобиль, который уже готов к автономному вождению. На сегодня таких технологий на базаре нет. К 2021 году должны появиться.

Стюарт Каллегари

глава курсы систем автономного вождения «Ниссан»

1. На наш взгляд, возможности автономного вождения обнаруживают новую эру сервисов мобильности. И мы стремимся предоставить технологии, которые повысят степень безопасности на дороге, сделают автомобиль умным и доставляющим удовольствие от вождения, а не заменят водителя за рулем. В сегодняшнее время наши клиенты не хотят полностью отказываться от возможности самостоятельно править автомобилем, для них по-прежнему важно иметь возможность в нужный момент взять управление на себя. Наши изыскания показывают, что покупатели хотели бы не только получать удовольствие от вождения, но и получить возможность пора от времени  использовать те технологии, которые помогут им преодолеть некоторые «болевые точки» на путях – скажем, длительный простой в пробке по пути на работу утром и т.п.

2. В сегодняшнее время модули автономного управления встраиваются в автомобили Nissan убранству с широким перечнем различных систем безопасности. Это круговой обзор и Lane Departure Warning, отвечающая за распознавание путевых знаков, контроль усталости водителя и многие другие. Многочисленные датчики на автомашине отвечают за корректное восприятие окружающей среды, а благодаря передовой технологии обработки этих система ProPILOT может распознавать различные дорожные ситуации и предлагает водителю их решение. Взаимосвязь всех этих элементов – сложный, отработанный механизм, созданный сотрудниками Nissan.

3. Сейчас сложно говорить о том, как собственно будет выглядеть автомобиль будущего, и оценить его влияние на индустрию в цельном. Мы верим, что технологии автономного управления создадут почву для фундаментальных перемен в автомобилестроении и смогут гарантировать безопасность и комфорт для всех участников движения.

4. Сейчас мы сосредоточены на развитии технологий неопасного и комфортного вождения. Вместо того чтобы заменить водителей электроникой, мы влечёмся улучшить процесс управления автомобилем, предоставив для этого наши авангардные технологии и новейшие разработки. Живой пример — новый Nissan Serena с системой ProPILOT, созданной для движения в пределах избранной полосы на скоростных шоссе. Эта технология требует присутствия человека, какой способен взять на себя управление, когда возникает необходимость. Таким манером, окончательное решение и ответственность остаются за водителем.

А в Корее — умный дом

На выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе Hyundai представила концепцию Mobility Vision, какая в будущем объединит автономные автомобили с повседневным окружением водителя. Эта технология размывает рубежи между транспортом, повседневным и рабочим пространствами, превращая автомобиль в неотъемлемую составляющую жития людей. Когда автомобиль «стыкуется» с умным домом, он становится долей жилого пространства, исполняя полезные функции и дополняя его. Например, может предоставлять доступ к развлекательным системам, направляя аудио- и видеосигнал на домашние конструкции, или даже служить источником питания в экстренных ситуациях, используя топливные элементы как генератор электричества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ