АвтоВАЗу – 50 лет! Между «Мадонной» и «Мемориалом»…

1550
Журнал «За Рулём» был самым долгоиграющим автомобильным изданием в СССР, неудивительно потому, что ныне многие думают, будто иных и не было. До известной степени ЗР был и органом советской пропаганды. К образцу, в 1969 году внимание читателя привлекали следующими материалами: «Так завещал Ильич», «Ленин в нашей жития», «За строкой ленинских декретов». Было бы преувеличением утверждать, что журнал не писал про машины. Обозреватели изучали «Проблемы автомобилизации в Польше», дискутировали о том, «Какая компоновка лучше». В рубрике «Грядущему воину» шли плакаты с устройством МАЗ-500, ЗИЛ-130, ГАЗ-51. Инфоповоды подкидывали и капиталисты. Из заметки «Юбилей спрута», опубликованной в рубрике «Их нравы», автор писал как фирма «Генеральные моторы» вышла на американскую промышленную арену 60 лет назад, и «с тех пор лидирует в изнурительной гонке, именуемой конкуренцией».

01.png

Между тем, уже как два года шла действительно ударная стройка автомобильного завода в Тольятти, буквальнее, самого Тольятти ещё не было, было село Русская Борковка, близ какого в морозный день 14 января 1967 года экипаж экскаватора Э-1251 достал первый ковш грунта из котлована под корпус вспомогательных цехов. Однако, вдали не в каждом номере «За Рулём» освещали это важнейшее для всей страны событие. Так, в №2 за 1969 год показалась заметка планировке будущего Тольятти, в №3 – неполная полоса «Нити тянутся к Тольятти» с перечнем кое-каких смежных предприятий, то есть, поставщиков. Из неё ясно, что кузовная арматура и карбюраторы будут поступать на ВАЗ из Ульяновской районы, Орехово-Зуевский завод «Карболит» даст пластмассовые изделия, прессовые вырубные изделия ожидают от Узловского химического завода. Названия некоторых предприятий не указывали, видимо, в связи с секретностью. Так, не было четко, откуда придут металлокерамические подшипники скольжения.

Безымянный-2.png

Наконец, в №9 за 1969 год на 11-й полосе показываем колоночную заметку «Как назвать первенца», посвящённую редакционным итогам конкурса на лучшее наименование автомобиля ВАЗ-2101 – доработанной лицензионной версии Fiat 124, сделавшегося лучшим автомобилем года по мнению жюри европейского конкурса Car of the Year в 1966 году. Редакция получила 54 838 посланий читателей, из которых условиям конкурса удовлетворяли 48 613. Было представлено 1812 наименований.

03.jpg

«Юности», «Волге», «Олимпии» дали отвод как уже использованным для автомобильных наименований. «Мечту», «Весну» и «Луч» редакция отмела как «утратившие первоначальную свежесть». «Мемориал» и «Мадонну» отстегнули как несвоевременные, «Директивец» и «Новорожец» пошли в графу «неблагозвучных». Более 1500 читателей предложили «Ладу», какие-то имена вроде «Аргамака» пожелали новоиспеченному автомобилю единицы. Редакция отобрала несколько наиболее удачных на её взор имён и вручила запечатанный конверт с перечнем отфильтрованных предложений представителям Минавтопрома и дирекции ВАЗа. Когда «копейки» уже несколько лет были в эксплуатации, острословы шутили, что надо было выбрать «Катюшу» – «жигули» уж достоверно были бы безотказными и «реактивными» или «Искру», чтоб заводились с первого раза…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ