Падение доходов и рост цен на автомашины, ставший следствием девальвации рубля, сделали покупку транспортного оружия роскошью для многих россиян. Многим из тех, кто еще до кризиса мог позволить себе обзавестись автомобиль, теперь пришлось отказаться от этих планов.
А вот жителям ближнего и далекого зарубежья снижение курса рубля к доллару, наоборот, сыграло на длань, сделав покупку автомобиля в России выгоднее, чем в собственных странах. В январе спрос на продающиеся в России подержанные иномарки со сторонки иностранцев подскочил примерно в два раза, подсчитали специалисты автомобильного портала “Авто.ру”, на каком размещаются объявления о продаже автомобилей от частных лиц и дилеров. Среди иноземных покупателей оказались жители Беларуси, Казахстана и Германии, говорится в пресс-релизе компании.
Решающая разница
В “Авто.ру” ввели, что проданные на этом сайте автомобили через некоторое время являлись на аналогичных ресурсах за рубежом: av.by в Беларуси, kolesa.kz в Казахстане и mobile.de в Германии. Число объявлений, которые исчезли с “Авто.ру” по причине продажи и впоследствии показались на зарубежных порталах, в январе выросло на 26 процентов по сравнению с декабрем. Перемещения реализованных транспортных средств в компании отслеживают по разным параметрам, включая идентификационный номер транспортного оружия (VIN) и совпадающие описания в объявлениях.
Представитель немецкого портала mobile.de в ответ на запрос DW известил, что в базе компании нет данных о том, какие из продающихся на сайте автомобилей бывальщины куплены в России для последующей продажи в Германии.
Перекупщикам выгодно покупать автомашины в России и продавать их на других рынках по более высокой цене
Рост заинтересованности со стороны иностранных покупателей в “Авто.ру” связывают с резким ослаблением курса рублевки к доллару и евро. “Перекупщикам выгодно покупать подешевевшие в России автомашины и перегонять их в соседние страны. Разница в стоимости одного и того же автомашины в России и странах Европы достигает 30 процентов”, – пояснила представитель “Авто.ру” Екатерина Карнаухова. К образцу, внедорожник BMW X5 2011 года в России стоит в среднем 20 тысяч евро, в Беларуси – 26 тысяч евро, а в Германии уже 29 тысяч евро, высчитали в “Авто.ру”.
Самая привлекательная в мире цена?
Стоимость рубля по касательству к доллару и евро снизилась примерно в 2,5 раза, тогда как автомашины в России за 2015 год подорожали на 30-35 процентов, отметил в интервью DW Александр Зиновьев, директор по торговлям группы компаний “АвтоСпецЦентр”, занимающейся продажей новых и подержанных автомашин. “То есть если пересчитать стоимость автомобилей на российском рыноке в долларах и евро, цена получится самой привлекательной в мире, – объясняет он. – Это замечают зарубежные покупатели”.
Зиновьев рассказал, что заинтересованность со стороны иностранцев пошел вверх еще в конце 2015 года и продолжил вырастать в январе, сразу после новогодних праздников. В декабре спрос в этой категории покупателей вытянулся примерно на 10-15 процентов, подсчитали в “АвтоСпецЦентр”. Машины покупали как для последующей перепродажи за рубежом, так и в собственное пользование. По словам Зиновьева, основными покупателями были граждане Беларуси, желая заказы поступают и из других стран, даже из Китая.
Впрочем, стоимость автомашин на российском рынке привлекательна для покупателей из любой страны, полагает Зиновьев. “Я не исключаю, что завтра к нам массово поедут покупать из Германии или иных стран. Здесь все дело в цене, машину на российском рынке можно приобрести дешевле, чем где-либо”, – добавил он.
Немцы в Россию не рвутся?
Причем выговор идет не только об иномарках с пробегом: цена в валюте на новые автомашины в России для иностранцев тоже оказывается выгоднее, чем в собственных странах. Разница может составлять несколько тысяч долларов или евро, подчеркивает Зиновьев. По его словам, чем рослее класс и стоимость автомобиля, тем больше разница в стоимости: в итоге перекупщикам выгоднее недороже купить в России и дороже продать в других странах.
Стоимость автомашин в России действительно гораздо ниже, чем на те же модели, продающиеся на европейских рынках, согласен аналитики “ВТБ Капитала” Владимир Беспалов. По его словам, повышение цен на российском авторынке отражало эффект девальвации не в целой мере, поскольку некоторые автопроизводители стремились удержать долю рынка и не поднимали стоимость.
Между тем немецкий автомобильный эксперт, профессор Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer), настроен довольно скептически. Он считает маловероятным, что немцы массово начнут покупать автомашины в России, даже учитывая их более низкую стоимость. “Если это и выходит, то доля автомобилей, купленных немцами на российском рынке, крайне невелика. Возможно, речь идет о сотне или двух сотнях машин”, – помечает эксперт.