Новоиспеченные правила по выпуску автомобилей в Поднебесной способны привести к конфронтации на межгосударственном степени
Китай уже показал Дональду Трампу, что готов применять экономические рычаги в случае политических несогласий. В конце прошлого года, то есть, ещё до вступления в должность, Трамп высказал сомнение сравнительно принятой в США позиции по «единому и неделимому Китаю, в состав которого входит Тайвань». Немало того, в начале декабря, не поставив в известность действующего президента США, он зачислил телефонный звонок от главы непризнанного островного государства Цай Инвэня. Неслыханная грубость! Официальный Пекин через свой англоязычный печатный орган China Daily предупредил, что такое поведение не повергнет ни к чему хорошему и пригрозил наложить штраф на «одну из американских автомобильных компаний». Подлинно, в скором времени GM получил соответствующее уведомление. Официальная причина – нарушение антимонопольного законодательства. Чтобы загладить вину, Трамп по вступлению в место вывел США из Транстихоокеанского экономического партнёрства.
Между тем, Китай провоцирует ещё одинешенек конфликт, на сей раз куда более серьёзный – и потому что он куда масштабнее, и потому, что ситуация будет развиваться не от политики к экономике, а навыворот. С одной стороны выступает правительство Китая, которое пока в пробном порядке, а с 2018 года – и в обязательном порядке вводит квоту на выпуск электромобилей. Аналог подобный программы, провалившейся, но не отменённой, имеется и в США – несколько лет назад Калифорния зачислила так называемый «Zero-мандат», к которому присоединись несколько штатов. Смысл документа таков: компания, какая желает продавать машины на территории штата, должна выдерживать квоту по выпуску электро- или водородных автомашин.
Главным «голосом» противоположной стороны стал посол Германии в Китае Майкл Клаус, воображающий в основном немецкие фирмы. Через местную прессу Клаус ещё осенью прошедшего года начал критиковать грядущие «зелёные» правила . Аргументы вытекающие: даже при поддержке государства большого спроса на «электрички» в Китае не ожидается, стало быть, «иностранцев» обрекают на убытки. Кроме того, по новоиспеченным правилам, мало будет локализовать сборку машины с нулевым выбросом в Поднебесной, степень локализации должна быть 100%. Для иноземной компании существует единственный путь начать в Китае выпуск машины – создать совместное предприятие с здешней фирмой, поэтому, Майкл Клаус намекает, что главная цель новоиспеченных правил – бесплатный доступ к технологиям.
«Автомобили» полностью разделяют подозрения посла Германии в Китае, ведь правительство края с 2009 года, вкачавшее почти 4 млрд. долларов в поддержку производителей электромобилей, констатировало в прошедшем году, что китайские фирмы не совершили прорыва и сильно отстают от иноземных компаний. Были приняты некоторые меры, к примеру, правительство перестало дотировать покупку электромобилей с резервом хода менее 100 км.
Между тем, при наличии сопротивления, чиновники КНР вряд ли буду продолжать давление. Во-первых, край уже давно не демонстрирует прежних темпов ни экономического подъёма, ни роста автомобильного базара. Во-вторых, аналитики отмечают постепенное сокращение притока инвестиций в Китай, а по кой-каким позициям даже и отток. Наконец, зарубежные компании, в первую очередность немецкие, не только создают гигантское количество рабочих мест и платят колоссальные налоги, но и, что самое основное, продолжают инвестировать. Не будем забывать, что именно вместе с «немцами» на территории Китая сделались появляться предприятия ключевых ОЕМ-поставщиков. Один только Gestamp – всемирный лидер по производству штампованного кузовного железа, уже открыл в Поднебесной 7 заводов. Само собой, и штамповку, и прочие комплектующие покупают и китайские производители, чем мощно повышают качество своих машин.
По словам Майкла Клауса, в ближайшее время немецкие компании планировали инвестировать до 20 млрд долларов в Китай. Однако, в случае изменения экономического климата, ни о каких вливаниях выговоры не пойдёт. Ситуация обоюдоострая, ведь для многих немецких брендов в том числе и премиальных, Китай – это значительный рынок сбыта, к примеру, та же Audi продаёт здесь треть всех спускаемых машин. А теперь посмотрим на список совместных предприятий: Audi и FAW, BMW и Brilliance, Beijing Benz Automotive, Fujian Benz, Schanghai Volkswagen Automotive, FAW-VW. Куцей говоря, китайские власти скорее всего предпочтут отменить «травяные» планы. Будем следить за публикациями China Daily…