Российский авторынок в 2015-м: кривая падений и взлетов

1188

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прочертила в четверг, 14 января, ежегодную пресс-конференцию в Москве, на которой огласила итоги продаж автомобилей в России в 2015 году и поделилась своим прогнозом на 2016 год. Итого за три года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей рухнули на российском рыноке на 45 процентов. При этом прошлогоднее падение стало крупнейшим с 2009 года, когда из-за кризиса рынок сократился почти на 50 процентов. Не исключают эксперты и того, что и наставший год будет богатым на антирекорды. Не в тройке лидеров Проблемы на российском авторынке завязались уже в 2013 году, когда продажи новых автомобилей сократились на 6 процентов. В 2014 году ситуация усугубилась, однако тогда – под воздействием панических настроений, вызванных падением курса рубля и вылившихся в потребительский бум – рынок немного ожил в конце года, потеряв в целом всего 10 процентов. 2015 год сделался рекордным за семь лет по динамике падения – за истекшие 12 месяцев торговли автомобилей в России сократились на 35,7 процента, причем пик падения пришелся на декабрь (минус 45,7 процента).

На пресс-конференции АЕБ в МосквеНа пресс-конференции АЕБ в Москве

“Годичные продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России достигли оценки в 1,6 миллиона единиц”, – уточнил на конференции председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (Joerg Schreiber). Самыми торгуемыми марками стали Lada Granta (продано 120 тысяч), Huyndai Solaris (116 тысяч) и Kia Rio (97 тысяч). Впрочем, несмотря на это, их производители окончили год хуже, чем предшествующий: число продаж у Lada упало почти на треть, у Hyundai – на 10 процентов, у Kia – на 16 процентов. По этим Ассоциации, по итогам 2015 года Россия оказалась на четвертом пункте по числу проданных автомобилей среди европейских стран. Лидирует по этому показателю Германия (3,21 миллиона реализованных машин, рост в 6 процентов к 2014 году). После ФРГ следуют Великобритания и Франция. Искривленная падения и взлетов Как заявил DW начальник отдела аналитики агентства “Автостат” Андрей Топтун, подобный показатель, как число проданных автомобилей, довольно ярко характеризует поза дел в отрасли той или иной страны. “В свое время Россия буквально надвигалась на пятки Германии. Это было в 2008 году. Тогда российский авторынок был на втором месте в Европе по числу реализованных машин – 2,9 миллиона. Германия занимала первое пункт с показателем 3,09 миллиона”, – напомнил он. 2008 год был одним из самых успешных для России за заключительные 10 лет. Как следует из представленной на конференции диаграммы АЕБ, это был последний год роста перед кризисом. Уже в 2009 году торговли рухнули почти на 50 процентов, сократившись до 1,466 миллиона реализованных автомашин. В последующие три года авторынку удалось буквально воскреснуть, нарастив к 2012 году показатель по торговлям до 2,94 миллиона единиц. Это был максимальный показатель для современной России. Минус пять это уже прогресс Добиться подобных вершин в ближайшем будущем российскому авторынку едва ли удастся. Гендиректор АЕБ Франк Шауфф (Frank Schauff) заявил о том, что надеется на то, что 2016 год будет лучше 2015-го. Однако, как выяснилось, “лучше” означает итого лишь то, что скорость падения снизится. Тот факт, что динамика будет негативной сомнения у АЕБ не вызывает. “Ожидания от наступившего года не очень высокие. Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год – 1,53 миллиона автомашин при условии, что не будет существенных изменений в господдержке автомобильному сектору, – заявил Йорг Шрайбер. – В таком случае представляется вероятным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5 процентов в годичном исчислении”. По его словам, “это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошедшем”. В падении спроса никто не сомневается Председатель комитета АЕБ также добавил, что “острых изменений в государственной политике исключать не приходится”. “Тогда это будет совершенно другой прогноз, о котором говорить сейчас не хочется”, – добавил он. Шрайбер признал, что степень доходов российского населения не внушает оптимизма. “В 2015 году впервые за 10 лет в России был спад покупательской активности”, – отметил он и уточнил, что, по его суждению, в 2016 году эта тенденция продолжится. Андрей Топтун из “Автостата” расценивает 5-процентный прогноз АЕБ как “успокоительный”. По его словам, наиболее вероятен сценарий падения рынка на 10-15 процентов. “Это не самый оптимистичный, но и не самый пессимистичный прогноз”, – говорит эксперт. В случае, если реализуется этот вариант, на российском рыноке за этот год будет продано около 1,36 миллиона машин, что может сделаться минимумом с начала двухтысячных.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ