Первый тест STELS S800 Росомаха

3292


Снегоход в горах – это вечно экстремально. Утилитарным машинам там приходится особенно тяжело. Поэтому идея прохватить на обновленной «Росомахе» в Хакасии, в округах поселка Приисковое, мне показалась отчаянной авантюрой. Пережить такое приключение обыкновенно удается далеко не всем машинами.

Первый тест STELS S800 Росомаха

Отчаянные господа


Горы кругом Приискового – это, я вам скажу, не изюму фунт! У нас о таких местах говорят: «у черта на рогах». Не то что тяжкий утилитарный снегоход, нередко в тех местах и сверхмощные современные «горники» загибаются и не возвращаются на базу. Тяжелый рельеф, откровенная глухомань. До цивилизации с аэропортами – 400–500 верст. Ближайший пункт МЧС – за сотню километров. Никаких подготовленных трасс, никаких дневальных спасателей с медиками. Всего четыре гостиницы – для самых неприхотливых постояльцев, не брезгующих спартанским бытом. Туалет в коридоре, всеобщие душевые, двухъярусные кровати.


Зато среди сноубордистов, лыжников и снегоходчиков «При» (так сокращенно именуют поселок постоянные гости) прославился хорошим снегом, выпадающим уже в крышке октября. И горы тотчас становятся пригодными для экстремального, ультимативного фрирайда. И что же, эти господа из «Веломоторса» подлинно, хотят, чтобы мы на их «шагающих экскаваторах» поехали в горы? Ведь вероятность того, что назад вернутся не все снегоходы, весьма большая. Господа ответили достойно: «Если наши новоиспеченные «Росомахи» выживут в здешних условиях, то мы будем уверены в том, что нам удалось многое исправить, улучшить и довести до ума».

Труд над ошибками


Вообще-то, всего три с небольшим года назад разговоры о начине производства «Веломоторсом» снегохода собственной разработки большинство специалистов из квадро-сноу-индустрии воспринимали не по-иному, как наполеоновский бред высокого начальства данной компании. Еще ходила версия, что громогласные заявления о столь крупномасштабных производственных амбициях (согласитесь, разработать и выпустить собственный снегоход – не нанотехнологии в нашем правительстве продвигать) – это такая лукавая подготовка общественного мнения к очередным «шаманским танцам» с отверткой кругом конвейера под вывеской «свое производство».














Stels S800 «Росомаха»



Двигатель 4-тактный, 2-цилиндровый, V-образный


Объем двигателя, см

800

Мощность, л.с

67

Макс. крутящий момент, Нм/об.мин

73/5000

Топливная система

инжекторная EFI, бензин 92

Трансмиссия

вариатор, L-H N-R

Бак, л

45

Бак, л

20,5

Габариты, мм
3150х1160х1470/800

Колея лыж, мм

920
Снаряженная масса, кг
370
Радиус разворота, м не немало
3,5


Снегоход, может, и будет, но сугубо китайского «разлива», в России же к нему будут прикручивать лишь лыжи. Зато статус «собственного производства» позволит технично уходить от грабительской таможенной пошлины.


Moto_Stels_Podogrev_6_.jpg


Вот отчего никто не ждал появления нового производителя снегоходов, их во всем мире-то осталось – по перстам одной руки пересчитать можно. Китайцы в последние пять лет пытаются что-то смастерить, но все их сноудрандулеты и в «Ребяческом мире» никому не нужны, настолько они убоги. Так что когда в 2013 году на испытания вышли первые прообразы снегоходов «Стелс», большинству злопыхателей пришлось забиться под лавку. Истина, ненадолго. В начале минувшего года стали поступать отзывы блаженных владельцев серийных «Стелс 800 Росомаха» из первой партии. Была она, уместно, не такой уж крупной – больше сотни, может, двести, штук.


Отзывы о первых «Росомахах» очутились, мягко говоря, не слишком позитивными. Вот краткий перечень «детских заболеваний»:

  1. быстро выходили из строя катки задней подвески, с них слетали резиновые «покрышки»;
  2. расширительные накладки лыж разрушались чуть ли не при первом выезде;
  3. нательным выступом капота перетирались провода в моторном отсеке;
  4. пластиковые тройники систем охлаждения и подачи топлива трескались на морозе;
  5. амортизатор задней подвески не выдерживал штатной нагрузки;
  6. склизы «сгорали» непристойно быстро;
  7. от сильной вибрации двигатель слетал с опор.


Естественно, зубоскалы вовсю измывались над этими огрехами и недочетами. К чести ребят из «Веломоторса», они от своих промахов не отпирались: вышедшие из строя детали меняли по гарантии, в особых случаях особая ремонтная бригада выезжала к клиентам на дом, где оперативно и бесплатно чинила снегоходы. Утилитарны каждый случай брали «на карандаш», анализировали и далее разрабатывали алгоритм «лечения».

Без трещин и повреждений

Без трещин и повреждений


Ветровое стекло «Росомахи»  многие критикуют за чрезмерные вибрации, несимпатичный для глаз изгиб в верхней части и весьма странный внешний лицо. Мне же «ветровик» понравился. Он надежно прикрывает пилота от снега и набегающего противного ветра, а его «живучести» нет равных.  Сколько ни крутили снегоходы через «уши» на скатах, ветровые стекла у всех снегоходов  остались целыми и невредимыми.


Уже вторая партия «Росомах» в начине 2014 года получила ряд доработок, а некоторые поставщики некачественных комплектующих навеки потеряли выгодные контракты с «Веломоторсом». Работа над ошибками продолжалась на протяжении итого года. И вот, пожалуйста – кардинально модернизированный «Стелс 800 Росомаха» 2015 года.

У нее кушать мотор!


В первый день для разминки мы поехали на гору Семейная – буквальнее, на ту ее часть, что называют Метео, – как нетрудно догадаться, там расположилась метеостанция. Принципиально ничего сложного: обыкновенный горный серпантин с затяжными некрутыми подъемами. Беда одна – небесная канцелярия в тот день выписала для «При» очередную многотонную порцию свежего паудера, укрывшего путь толстым белым покрывалом. На первых 100–200 метрах подъема наша кавалькада всерьез сбросила скорость, однако через некоторое время темп движения пришел в норму. Первая «Росомаха» уверенно, не чертыхаясь и не буксуя, прокладывала линия вверх по нетронутой целине рыхлого «пухляка» глубиной где-то в метр.


Moto_Stels_StatikDet_02_.jpg


Гарантия пуска.В типовой комплектации добавились защита днища, силовой бампер и система подогрева масла в картере – если придется запускать двигатель при низеньких температурах. На снегоход штатно устанавливаются два аккумулятора – обычный и так называемый «гелевый», еще одна страховка для гарантированного пуска мотора в любых условиях.


Свет на путь. От частых переворотов, прыжков и быстрой езды по ухабам крепеж не выдерживает, и фары проваливаются вовнутрь. Конструкторы «Веломоторса» обещали побороть эту неприятность. А заодно и улучшить систему настройки головного освещения, чтобы фары сияли не только в небо, а их можно было направить и на дорогу.


Бодро забравшись на верхушку, прикинули, что вниз спускаться по дороге как-то не комильфо. Мы же в «При», Мекке фрирайдеров! Да извинят нас сноубордисты, которым мы немножко «распилили» их любимый склон: бесчинство учинили лишь ради искусства. Скажу честно, поначалу было страшно. Запускать снегоход весом 370 кг книзу по крутому склону с весьма плотной растительностью – тот еще фокус. Естественно, ни о каком верном бэккантри с «Россомахой» не могло быть и речи. Тем не менее на спуске все оценили неплохую связь водителя со снегоходом через курок газа: никаких рывков и крахов, управлять машиной удавалось прямо-таки с микронной точностью, успешно лавируя между деревьями.

Копать и еще раз копать

Четыре краски


В 2015 г. капоты доступны в черном, желтом, синем и белом  красках. Камуфляж – только в виде специальной накидки.

Перевоплощение


Внешне оставшись старее, в 2015 году «Росомаха» перевоплотилась в совершенно иной аппарат. Новоиспеченный двигатель, новые подвески и КП. Режимы работы «коробки»: L – пониженная передача, H – повышенная, R – задний ход и N – нейтраль. Рычаг переключения передач перемещается с легким усилием, а не с удара дневальному кувалды.


В общем, правильно сделали, что прежний китайский двигатель ODES заменили мотором собственной разработки. Да-да, не изумляйтесь – собственной! И хотя новый двигатель пока еще выпускают за пределами России (где собственно, официально не уточняется), в «Веломоторсе» с полной ответственностью говорят о нем исключительно как о своем детище. Что ж, их право, на мой же скромный взор, когда двигатель начнут изготовлять в России (в чем я уверен на 90 процентов), тогда это подлинно станет еще одним грандиозным достижением «Веломоторса».

Копать и еще раз копать

В передней и задней подвесках


установлены новые газовые амортизаторы. У снегохода появились понятия мягкости хода и комфорта. Ход передней передней – 150 мм, ход задней подвески – 170 мм


Сейчас же новое «сердце» «Росомахи», на мой взгляд, очень вылито на аналогичную V-образную «восьмисотку» Rotax. Естественно, я могу ошибаться, но в чем достоверно нет никаких сомнений, так это в том, что «Росомаха» обзавелась по-настоящему хорошим мотором. Вибраций утилитарны нет, заметно улучшились динамика и тяговые характеристики. Оно и понятно: 67 «лошадок» против старых 59. Никаких проблем с перегревом, тройники системы охлаждения и топливопровода не трескались, опоры двигателя не ломались. Кроме того, с роликов задней подвески резиновые элементы не слетали, и сама задняя подвеска выдержала самые жесткие скачки и стремительные проезды по «гребенке».



Окрестности Приискового мы исколесили вдоль и поперек – Плешивая гора, Секретная Долина, горы Трансвааль и Ивановская. По религиозным соображениям избегали лишь ГУС («Гора Убитого Снегохода») – зачем дразнить почивающую собаку? В наших мини-путешествиях на «Росомахах» и без того хватало увлекательных дел. Например, экспериментировали, пытаясь найти придел проходимости гусеницы шириной 60 см. Природно, с учетом большого снега, рельефа и местоположения у «черта на рогах» нам чертовски хотелось залезть на самые краешки этих рогов, отчего нам приходилось бесконечно много выкапываться.

Копать и еще раз копать

Конкурент одинешенек


В сегменте бюджетной техники у «Росомахи» единственный конкурент – «Тайга Барс 850» от «Русской механики». И желая в розницу Рыбинский снегоход дороже «Росомахи» где-то на 3000–3500 долларов, но и он находил своих клиентов. Нынешний кризис принудит убрать с рынка многие модели или кардинально поменять их цены.


Но упрекнуть «Росомаху» в немощных внедорожных свойствах нельзя – эти машины полностью соответствуют уровню нынешнего утилитарного снегохода класса SWT. Хотя если мотору чуть добавить мощности и поставить гусеницу с зацепом, вящим, нежели ее 20 мм, то данный аппарат для потенциальных клиентов станет неоднократно более привлекательным.


Moto_Stels_StatikDet_12_.jpg


Еще можно было бы поиграть с настройкой вариатора. На кой-каких экземплярах – по моим впечатлениям, явно из-за вариатора – порой на подъемах возникал дефицит тяги при разгоне. Если представить, что у нас бывальщины бы груженые волокуши на «хвосте», пришлось бы искать пути объезда.

Накрепко – это факт!


Конечно, были у «Росомахи» и проблемы. Точнее, проблемки. Вот отдельный мелкие неприятности из серии «на скорость не влияют»: на рулевых блоках управления «терялись» пластиковые накладки на кнопки; у четы снегоходов по шву лопнула обшивка сидений; обогрев рукояток руля очутился катастрофически слабым. А еще при быстром движении по разбитой дороге задний пластиковый кофр регулярно покидал свое штатное пункт. К сожалению, расширительные накладки на лыжах у трех снегоходов, не выдержав нагрузок, сделались разрушаться по бокам.


Moto_Stels_Podogrev_5_.jpg


Из-за чего инженеры «Веломоторса» серьезно сорвались, а мы, наоборот, обрадовались: без расширителей управлять снегоходом легче и удобнее, да и набок «снежик» заваливается гораздо охотнее. Удобопонятно, всякие бундокинги охотникам и рыболовам (кому, собственно, и адресован снегоход) бездонно «параллельны», но, скажем честно, «Росомахе» еще есть куда расти по качеству проработки отдельных элементов. И все же факт остается фактом: ни одинешенек снегоход в Приисковом серьезно не сломался, все двигатели в норме, подвески цельны, никаких глюков с электроникой. Даже ни одного ветрового стекла не треснуло. Желая, чего скрывать, кувыркались по склонам «снежики» через «уши» безбожно. Концентрированная машина получилась!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ