Неизвестный Сахалин: путь на край света

2991


С тех пор как выяснилось, что наша планета – сфера, а не блин, какой поддерживают три кита, выражение «край земли» приобрело исключительно переносный резон. А вот дальневосточный край российской земли, куда нас привел сахалинский этап «лэндроверовского» марафона «Обнаруживая Россию», вполне реален. И это стоило увидеть.

karta1.jpg

563645234.pngCахалин – крупнейший остров России и середина Сахалинской области, единственной в стране полностью состоящей из островов.

  • Омывается Охотским и Японским морями.
  • От материковой Азии отделен Татарским проливом, от японского о-ва Хоккайдо – проливом Лаперуза.
  • Сахалин вытянут с норда на юг на 948 км.
  • Ширина острова от 26 км (перешеек Поясок) до 160 км. Площадь 76 400 км2.
  • На норде острова преобладают холмистые равнины. В центре и на юге – горные системы, разделенные низменностями.
  • На Сахалине насчитывается немало 16 000 озер, часть из которых принадлежит к лагунному типу (сообщается с морем).
  • Климат – умеренно-муссонный с продолжительной, снежной зимой и теплым, будет дождливым летом. Теплое Цусимское течение, достигающее юго-запада Сахалина, и морозное Восточно-Сахалинское течение Охотского моря создают климатический контраст между западным и восточным побережьями острова.
  • Два нордовых района острова считаются районами Крайнего Севера, а остальные приравнены к ним.
  • Народонаселение острова ≈495 400 человек.
  • Доля городского населения 88,0% (2002 г.).
  • Областной середина – г. Южно-Сахалинск.
  • Население ≈190 200 человек.
  • По уровню валового регионального продукта на давлю населения (1 297 866,6 руб.) область в 2012 г. занимала 4-е место в Российской Федерации.
  • Часовой поясок – МСК+7.
  • Автомобильный код «65»


Читайте предыдущую вторую часть Неизвестный Сахалин: по отпечаткам КарафутоНеизвестный Сахалин: путь на край света

Читайте предыдущую первую часть Неизвестный Сахалин: на стыке цивилизацийНеизвестный Сахалин: путь на край света


От Невельска до мыса Крильон, крайней юго-западной точки Сахалина, каких-то 100 км. Но сколько же впечатлений подарил этот линия вдоль побережья Татарского пролива! Своеобразной точкой старта послужил заржавленный остов траулера «Капитан Лобунец», выброшенного штормом на отмель в 2002-м. Как выяснилось чуть запоздалее, это была не последняя встреча с недошедшим до причала судном: воды кругом Сахалина очень коварны.


vidovie_4_.jpg


Если бы только они! Бесконечные песчаные пляжи, реющие от перепада температур по утру и на закате, – тоже. Если это и не зыбучие пески, то что-то весьма близкое к ним. А если сверху еще и желе из выброшенной на берег морской капусты… О, подобный «бутерброд» для настоящих оффроудных гурманов!


Сахалин – место удивительное, загадочное и неимоверно притягательное


Автомашина тонет в грязи, которая на поверку почти сплошь состоит из вящих камней и кирпичных блоков. На борьбу с проклятым местом, говорят, удалилось содержимое кузовов десятка «КамАЗов» – безрезультатно. Может, мы имеем тут дело с неизвестной разновидностью «черной дыры»? Или, как это «кое-где у нас порой» случается, до точки направления дошел не весь караван дорожных служб? Впрочем, путь на Крильон не был лишь борьбой за живучесть вверенной нам британской матчасти. Оцените спектр впечатлений…

Такая Коврижка


А это как соображать? Песчаный вал, вдающийся в Татарский, заканчи- вается чем-то вроде ром-бабы вышиной под 80 м. Да, мыс Виндис («плохое жилище», айн.) с горой Коврижка ни с чем не спутаешь.

Kovrijka_2_.jpg

Несмотря на наименование мыса, на вершине Коврижки обнаружены остатки построек VII–VIII вв. Жилье, возможно, «эконом-класса», но уж очень хорошо защищено от непрошенных гостей, да и панорама, как из пентхауса, тоже чего-то да стоит. Жалко, не было времени отточить навыки скалолазания.

Стандартная точка


За скромным каменным столбиком с полукруглым верхотурой – история имперского размаха. Сюй-дзюн-тэн («стандартная точка относительно степени моря», яп.) – японский тригонометрический знак. Из каменоломен на острове Камомидзима рядышком с Осакой такие номерные знаки расходились по всей территории Империи восходящего солнца, вводя Сахалин и Курилы, и ставились по побережью через каждые два километра.


За точку отсчета дистанций и высоты над уровнем моря («кай-дзюн-тен», яп.) брался мост Нихонбаси в середине Токио. Военное министерство имело собственную систему тригонометрических знаков, а на Карафуто использовалась еще и своя система для межевания земель. Эти знаки от «основных» выделялись сечением и формой (наверху с крестиком).


most1_.jpg


Первый деревянный арочный мост Нихонбаси («мост Японии», яп.) выстроен в Токио в 1603 г. В 1911-м на его месте сооружен каменный мост. Прилегающий к нему зона также носит название Нихонбаси и является сегодня финансовым серединой Японии

Он вышел ростом и лицом


Вот так встреча! Он вышел ростом и ликом. Спасибо неизвестному скульптору! Гипсовый шахтер – вылитый Владимир Высоцкий, а его гипсовая спутница напоминает юную Марину Влади из кинофильма «Колдунья». Только каким ветром эту пару занесло на турбазу «Кордон» неподалеку от мыса Виндис? Да тем же самым вихрем крутых перемен, что о свободе ревел под «фанеру» и вымел вместе с советской волей многие оказавшиеся убыточными предприятия, включая ряд сахалинских шахт. С одной из таких и скульптурная композиция, символизирующая шахтера и его подругу.



Подлинно, на кепи «Высоцкого» – намек на шахтерскую лампочку. Потухшую. «Сорвано, уложено, сколото черноволосое надежное золото», и, похоже, теперь после этих слов из написанного Владимиром Семеновичем «Марша шахтеров» ставится точка. Инвесторов, готовых вложиться в сахалинские угольные разработки, разыскивают днем с огнем и не могут найти. Возможно, еле теплящуюся жизнь в бывших шахтерских городках и селах, вроде повстречавшегося нам на линии Шебунино, повернет к лучшему смена хозяйственного вектора. В том же Шебунино планируется стройка фермы. И от такой работы «на земле теплее и надежнее».


В период Карафуто японцы гораздо расширили маячную сеть, доставшуюся им от Российской империи. Так, ровно век назад для освещения полуденной части Татарского пролива друг напротив друга были выстроены типовые маяки на о-ве Кайбатоо (Монерон) и мысе Сони (Кузнецова). Заключительному строению, расположенному рядом с турбазой «Кордон», мы и нанесли визит вежливости. Увлекательно, что сама маячная башня и технический корпус спроектированы в метрической системе, тогда как двухквартирный жилой дом – в японской, отталкивающейся от размера татами. Формат оконных проемов, высочайшего качества бетонное литье с непременными фасками на углах, сохранившиеся кое-где кронштейны для подвесного потолка – тоже отпечатки островной цивилизации. Как и пристроенные к торцам дома «удобства». Здесь они вечно служили по своему прямому назначению, но в других местах Южного Сахалина новоиспеченные хозяе-ва после 1945 г. часто переделывали японский санузел под передние, а рядом сколачивали из досок бессмертное творение неизвестного зодчего.


Yubilar_1_.jpg


Незнаком и проектировщик маячного комплекса на мысе Кузнецова, но свое дело он ведал основательно. Дождевая вода по системе желобов поступала через песочный фильтр в колодец и превращенная без небольшого в дистиллированную использовалась для технических нужд. Насыпи вокруг строений направляли воздушные потоки так, чтобы зимой они служили «дворниками», расчищающими маячную площадку от снега. Отчего все в прошедшем времени? В конце 70-х маяк перевели на автономный режим труды от РИТЭГов (радиоизотопных термоэлектрических генераторов – Прим.), после чего комплекс скоро перешел в «общенародную собственность».


Хорошо еще, что рука «металлистов» не дотянулась до атомных батареек с изотопом стронций-90, а такие случаи по краю бывали. Поэтому, в частности, наземные РИТЭГи с начала 2000-х заменяются на солнечные батареи. Рамки для них мы заметили и на башне юбиляра! Похоже, в Минобороны РФ давно бездействующий японский маяк кому-то «сиял» по крайней мере еще с десяток лет назад… Ну, в этом ничего загадочного нет, а вот то, что перед кончиной маяка прямо под мысом Кузнецова нашел свой последний приют японский краболов Soho-Maru, – история из разряда мистических.

Морской сераль


От маяка на мысе Кузнецова (назван в честь капитана Д.И. Кузнецова, командовавшего в 1857 г. первым отрядом кораблей для охраны дальневосточных границ Российской империи) поверхность расположенного неподалеку островка в лучах закатного солнца выглядит какой-то удивительной, шевелящейся. Это не мираж: с фоном камней почти сливаются рыжевато-коричневые тела сивучей.


Garem_.jpg


Самые крупные представители семейства ушастых тюленей (до 3,5 м и ≥ 1 т) из года в год устраивают тут лежбище. Точнее, речь об одном гареме самца-секача. «Хозяин» куда-то отлучился, а недавно ощенившиеся самки на наше приближение отреагировали не чересчур дружелюбно. Защита потомства! Впрочем, забота о детенышах строго дозирована: кормежка щенкам надеется не чаще раза в неделю. Остальное время самки добывают пропитание (в основном рыбу, моллюсков) для себя излюбленных. Несоблюдение диеты не ведет к фатальным последствиям. Самки сивучей доживают до 30 лет, а вот ведущие многотрудную существование самцы едва дотягивают до 18.



Три выступающие над водой секции корпуса без трубы, мачт, надстроек… Пора, ветра, море и люди не пощадили много повидавшее на своем столетию судно, которое шторм в 1948 г. поставил на прикол здесь, неподалеку от мыса Крильон. Транспорт «Луговина» водоизмещением 13 400 т, построенный в 1919 г. в американском Портленде, из серии кораблей типа «Hog Islander», клепавшихся поточным методом под конец Первой всемирный.



В отличие от последователей, «одноразовых» транспортов Liberty, которые в шторм расползались по сварным швам, «хогайлендеры» очутились куда долговечнее. В январе 1943 г. транспорт, именовавшийся на тот момент «De Soto», по программе ленд-лиз был передан СССР, где и получил наименование «Луга». В период Второй мировой судно исправно доставляло из США военные грузы, желая неоднократно досматривалось (до августа 1945 г.) японцами в проливе Лаперуза. Уже в 1947-м у берегов Камчатки «Луговина» села на мель, повредив винты и руль. Буксировку на ремонт навек прервал тайфун в Татарском проливе…


americanrc_4.jpg


С августа 1918-го по январь 1921 г. на верфях США выстроено 122 сухогруза и военных транспорта серии «Hog Islander»

Край земли


Выезд с береговой песчаной полосы на береговой откос – и перед нами цель, мыс Крильон. Кромка земли. Да, где-то в 7–8 милях от этой стрелки, вдающейся в пролив Лаперуза, над водой высится еще Камень Опасности с построенным на нем японцами в 1928-м маяком-«автоматом», но это лишь крохотный пятачок сухоты.


Leopold_7_.jpg


А так между острием мысов Крильон и Соя на о-ве Хоккайдо едва ли полсотни километров. В подобный точке, будь она даже абсолютно пустынной, мысль «углубляется», а на Крильоне совершенно не «вакуум».



Маяк на мысе Крильон, пожалуй, лучше других сооружений символизирует стык русской и японской цивилизаций: проект – российский, кирпич и цемент за неимением заводов на Сахалине – японские. Возведением комплекса в 1894–1896 гг. возглавлял инженер-полковник Константин Иванович Леопольд, до этого построивший маяки в Пицунде и Сочи. Извне ветеран маячной службы для своих лет выглядит вполне бодро, а вот внутри ужасная (еще и из-за электрокабелей) влажность: система обогрева давно приказала длинно жить. Оригинальная полутораметровая линза парижской компании F. Barbier&Co по-прежнему глядится хоть куда.




Но к чему ее выдающиеся оптические свойства, если вместо киловаттной лампы стоит немного мощная? Ничего не поделаешь – экономия топлива для дизель-генераторов! Это в советское пора маячное хозяйство в полном объеме снабжалось за госсчет всем необходимым, вводя бытовые лампочки и даже веники. Теперь «концепция поменялась». Впрочем, российская история обожает ходить кругами. Еще в 90-е гг. XIX в. Федор Афанасьевич Соколов, штабс-капитан, директор маяков и лоций Восточного океана, в отчете по вверенному ему хозяйству сообщал: «Большинство домов влекут только к простуде и досаде, что они состоят по описи»…(Цитируется по книжке И.А.Самарина «Маяки Сахалина и Курильских островов»


Leopold_6.jpg


Французская оптика для маяков почиталась лучшей в мире. Линза из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас, – сегодняшнее произведение инженерного искусства

Призрачные батареи.


На склонах холмов, обращенных к проливу Лаперуза, заросли сазы (низкорослый, но весьма густой сахалинский бамбук) и кислицы укрывают две батареи береговой обороны.


Batarei_2.jpg


Первая, японская, создана в 1940-е (буквальных данных нет). Вторая – советская послевоенная. На обе батареи единственный случай военного применения: летом 1943-го японцы обстреляли американскую субмарину, шагавшую после выполнения задания из Охотского моря. Друг в друга советские и японские армии не стреляли и на самом Крильоне. 29 августа 1945 г., когда до подписания Японией акта о безоговорочной капитуляции оставались нахоженные дни, десант из 40 советских моряков под командованием капитана III ранга Успенского зачислил сдачу гарнизона Ниси-Ноторо мисаки (мыс Крильон) в составе батальона из 700 боец и 28 офицеров.

Batarei_3.jpg


Единственный «пострадавший» – взорванный нашими моряками японский строй боеприпасов. Такое поведение людей в военной форме, нашедших в себе мужество отказаться от идиотского кровопролития, заслуживает доброй памяти. Но в мире, разделенном госграницами, предпочитают увековечивать совершенно другие события, а порой и мифы о таких событиях. За примером вдали ходить не пришлось.

Загадки Сахалина


Сахалин – остров загадочный. То, зачем при выезде с паркинга в аэропорту машины для оплаты установлены с обеих сторон, положим, понятно. Но кто и зачем немного чем в сотне километров от Японии приобретает не только «расходные» изделия Ульяновского автозавода, но и ВАЗовскую «классику», уму непостижимо. Ученые до сих пор не отыщи внятного ответа на вопрос, с чего вдруг лопух, борщевик или какая-либо медвежья дудка вымахивают на юге острова без малого до размеров деревьев?

lopuh.jpg

Мы же колотились над загадкой посинения покрышек наших Disco, пока не обнаружили, что подобный цвет имеет глина под верхним, вполне привычным на глаз слоем. А сразил всех наповал огромный рекламный щит «Дома из архангельской сосны». Экономика дальневосточного острова достигла таких вышин, что транспортировка действительно высококачественной древесины более чем за 10 000 км с Русского Норда не сказка (скажем мягко), а быль? Если же серьезно, то есть одна, основная загадка Сахалина. Понятно, не случись перекройки границ после Другой мировой, в южной части острова сейчас была бы Япония, какой мы ее ведаем. Каким станет Сахалин лет через 10–15, вот в чем вопрос…



«Здесь похоронены бойцы, погибшие при освобождении Южного Сахалина от японских империалистов. Август-сентябрь 1945 года» – мемориаль- ная доска с таким текстом закреплена на обелиске, введённом на кончике острия мыса Крильон.


Pamyat_3.jpg


Выходит, врут архивы, хранящие молчание по предлогу советских потерь на Крильоне? Если бы так. Захоронение здесь действительно кушать, и покоится в нем человек, судя по ряду свидетельств, погибший после брани при исполнении служебного долга. Однако в 1968 г. комсомол, отмечавший собственный полувековой юбилей, решил, что место используется «неправильно».


Pamyat_4.jpg


Во имя военно-патриотического воспитания вытекающих поколений скромную бетонную пирамидку снесли, а на ее месте установили обелиск поимпозантнее с тем самым текстом. Впору вспомнить «мудрые» изречения: «Цель оправдывает оружия», «На правде патриотизм не воспитаешь». Но даже если следуешь подобный «высшей» логике, то прежний, «именной» памятник надо было желая бы вывезти, а не бросить на десятилетия в 50 метрах от новодела-обманки. Эффект такое «патриотическое» воспитание даст. Вот лишь какой?


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ