Под блины и хороводы спалить дотла многоцветную Масленицу да с чистой русской совестью проводить зиму-матушку – все эти народные забавы в этом году нам подарила радушная Тверская земля. Тверь-матушка по-соседски распахнула нам свои медвежьи углы, согрела на морозе чаркой деревенского самогона, угостила чудной ухой из селигерского судака и поведала охотничьи да рыбацкие байки.
Обитатели Тверской земли убеждены, что их губерния – сердце России, откуда берет начин наша главная кровеносная артерия – Волга-матушка. Между прочим, «русское сердце» такое большенное, что по площади превосходит Австрию. Но в отличие от этой бережно возделанной и окультуренной альпийской края, на тверских просторах цивилизация присутствует лишь местами и не всегда кидается в глаза. То, что наше Отечество – один бескрайний медвежий угол, чувствуется даже между двумя его столицами, и чем дальней мы удалялись от Твери, тем это ощущение усиливалось.
К тому же путешествовать по средней России в непогожую черно-белую пору, когда все стыдливо обнажено и открыты ее многочисленные зияющие раны, разумеется, то еще испытание, но уж никак не повод разлюбить ее, родимую, а скорее наоборот. Тем немало что на древней тверской земле что ни город, то вековая достопримечательность, что ни лес – то непременно с негустой дичью, что ни водоем – то, конечно же, с царь-рыбой. А ведь пятьсот лет назад наша родимая Московия благополучно воевала с Тверским княжеством за первенство в Северо-Западной Руси. У Твери бывальщины все шансы стать во главе земель русских, но Бог сулил иначе…
Сейчас, чтобы заглянуть в сердце России из столицы, надо победить без малого сто километров подмосковного дачного рая. И вот, оседлав обновленный Ford Kuga, мы отправились в линия. Открытый участок автобана до Солнечногорска длиной 40 с лишним километров, вероятно, и сэкономит время, но в будний день обойдется в 400 рэ. Зато даровое химкинское столпотворение длиной в среднем пять-шесть километров в начале Ленинградки скрашивается ликующим осознанием того, что здесь и заканчивается коварный московский плен. Дальней – локальные заторы на светофорах в Солнечногорске и Клину, а за бортом – стандартная подмосковная обочина с торговыми серединами, фастфудом, рынками стройматериалов и придорожными кафе.
Если на подмосковных шоссе царствуют еда и стройка, то первый признак тверской земли на тракте Москва–Питер – придорожная торговля свежей и копченой рыбой. Как раз в этих пунктах на юге области Шоша впадает в Волгу, и за бортом открываются великолепные облики на широкие русла этих двух рек, скованных льдом. Для нас рыбная тема, как и охотничья, спереди. Ведь наша цель – Селигер, и первый пункт, где мы делаем остановку, одинешенек из древнейших русских городов – Торжок.
Как 800 лет назад Петя загулял
Любой город оживает и перестает быть вылитым на другие, когда узнаешь его людей и историю. В X веке новгородские торговцы облюбовали особое место на реке Тверца, где со временем устроили бойкое торжище, какое положило начало новому городу. Наши предки задумали его концентрированным и основательным, как само русское купечество, но, увы, сейчас от былого величия остается все меньше и меньше подтверждений. Историческая застройка ветшает и превращается в руины, и как будто неслучайно деды в последние десятилетия словно напоминают нам о себе через берестяные грамоты: с 1985 по 2011 год их в Торжке отыскано аж 19 штук. Самая большая по объему текста – десятая по счету, датируется крышкой XII – первой третью XIII века. Вот ее перевод: «От Онуфрии к матери. Пошел Петр к тебе, взяв Лазарева коня и плащ. Верните (очевидно, Лазарю) коня и плащ, а самого (Петра) ты отправь сюда. Если же не пошлешь, то пришли мне об этом весть. Кланяюсь тебе и приветствую тебя». Видать, загулял Петя – ни коня, ни плаща, ни его самого. Как существовали 800 лет назад, так и живем.
Сейчас главной достопримечательностью города почитается Борисоглебский монастырь, основанный в XI веке. Как и вся остальная старинная городская зодчество, постройки обители находятся в плачевном состоянии, но недавно здесь завязались восстановительные работы. Так что пока любоваться архитектурным ансамблем монастыря, как и всей прочий исторической застройкой, лучше издалека. Великолепные виды на городские набережные открываются с мостов в центральной доли Торжка, живописно раскинувшегося на холмах.
Ценителям старины будет увлекательно узнать, что под Торжком еще уцелели такие усадьбы, как Знаменское-Раек Глебовых-Стрешневых, Никольское-Черенчицы Львовых, поместье Полторацких в селе Грузины. Ко всем каменным зданиям в этих поместьях в XVIII столетье приложил руку прославленный архитектор, уроженец этих мест Николай Львов. Тот самый, что выстроил здание Почтамта в Санкт-Петербурге, Невские ворота в Петропавловской крепости и иные знаковые сооружения Северной столицы.
Бывая в Торжке, непременно слезадувает заглянуть в соседнюю деревню Василево, где действует Архитектурно-этнографический музей под отворённым небом. Здесь можно полюбоваться старинным деревянным зодчеством и увидать тот самый Чертов мост из фильма «Ночной дозор». Он собран без целого крепежа из огромных валунов, упирающихся в краеугольный камень. Мост обволочён таинственными легендами, которые вам непременно поведают местные экскурсоводы. Уместно, этот мост тоже творение Николая Львова.
GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30: создано для автомашин FORD
Наше путешествие в очередной раз напомнило известную истину: нет ресурса – нет движения, а движение, как популярно, – это жизнь. Греческое слово «генезис» обозначает такую глобальную философскую категорию, как зарождение развития, а французское слово «ресурс» переводится попросту – «вспомогательное средство». Всякий процесс жизнедеятельности возникает сквозь генезис и развивается за счет ресурса. ЛУКОЙЛу удалось привлечь уникальные ресурсы и технологии для создания синтетического моторного масла заключительного поколения ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30. Не случайно оно рекомендовано к всесезонному применению в двигателях автомашин Ford в соответствии с новой спецификацией Ford WSS-M2C913-D, которая, между метим, серьезно превосходит более ранние требования «Форда».
Лабораторные и полевые испытания новоиспеченного моторного масла ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30 документально засвидетельствовали, что его использование существенно экономит топливо и снижает выбросы, предотвращает образование нездоровых отложений в двигателе, защищает его от износа в жестких условиях городского цикла и в условиях повышенных нагрузок, улучшает антиокислительные, антикоррозионные и моюще-диспергирующие свойства. Невозможно не отметить отменные низкотемпературные свойства масла: температура застывания – минус 40° С – гарантирует легковесный старт двигателя даже в суровые сибирские морозы. Моторное масло ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30 назначено для использования в высокофорсированных турбированных двигателях легковых и легких грузовых автомашинах как в гарантийный, так и послегарантийный период эксплуатации. Новый продукт разработан на основе высококачественных синтетических базовых компонентов с применением авангардный технологии пакета присадок (DuraMax®), увеличивающих ресурс двигателя.
Суровый тверской норд
Чем дальше от Торжка в сторону Осташкова, тем гуще и непрогляднее лес, и тем сильнее ощущение тугоухого и забытого захолустья. Сто двадцать километров пути совсем не балуют дробными населенными пунктами и иными признаками человеческого присутствия. Следует владеть в виду, что такая роскошь, как кафе и заправка, здесь встречаются лишь в одном месте – на сорок седьмом километре от Торжка, в поселке Кувшиново. Вытекающий очаг цивилизации – сам Осташков.
Этот сказочный город основан на сберегаю озера Селигер в XIV веке рыбаком Евсташкой. Если в Торжке печной дух царит на окраинах города, то на улицах Осташкова печки топят в историческом середине, который, как показалось, медленно, но верно пустеет. Создалось впечатление, что основная житье сосредоточена теперь на советских окраинах. Увы, разрушаются прекрасные образцы старой русской архитектуры, а то ничтожно малое, что реставрируется, или вновь возводится, мягко сообщая, глаз совсем не радует. К сожалению, по всему видно, что перспективы жития здесь просматриваются с большим трудом и преимущественно связаны с туристическим бизнесом.
С давнишних времен озеро Селигер считалась центром рыбного промысла в Тверской и Новгородской губерниях, но и сейчас эти пункты притягивают многочисленных рыболовов, которые круглый год оккупируют здешние гостиницы, базы отдыха и частный сектор. В разных уголках озера можно отыскать ночлег на любой вкус, но, несмотря на большой выбор вариантов, надо быть готовым к тому, что стоимости на гостиницы здесь на порядок выше, чем в других городах. Например, если вполне пристойный семейный номер в Торжке на четверых со всеми удобствами можно отыскать за 2000 рублей в сутки, то в Осташкове аналогичный вариант оценивается минимум в 3000. Что прикасается услуг для рыбаков и охотников, то одним больше подойдет шикарная койка в деревенской избе за 200-500 рублей за ночь, а иным – скромный коттедж в спа-отеле за 15 000-20 000 в сутки.
Но не только рыбой и дичью гремит Селигер. Главная из местных достопримечательностей – Нило-Столобенская пустынь, монастырь, основанный в XVI столетье монахом-отшельником Нилом. Жил он в одиночестве на пустынном острове в хижине посреди лесной пущи долгих 26 лет, избегая мирской славы. Ел желуди, спал стоя, а незадолго до кончины гроб себе сам скроил. Зачем? Об этом вам расскажут не только здешние монахи, но и здешние рыбаки, которые частенько заходят в обитель, считая преподобного Нила своим покровителем.
Селигер нас повстречал по северному сурово. Почти весь первый день непрерывно сваливал густой снег, а температура опускалась до минус 20 градусов. Мы не промахнулись, что выбрали зимние шины Toyo, которые не дали никакого предлога для беспокойства в самых экстремальных дорожных условиях. А временами пурга была такая, что, подвигаясь по запорошенным сельским дорогам, иной раз приходилось останавливаться из-за непроглядной снежной пелены. Зато на вытекающий день облака рассеялись, и взору предстал бескрайний белый космос зимнего Селигера. Так что даже если вас не интересуют ни рыбалка, ни охота, сюда вытекает приехать, чтобы увидеть эти дивные пейзажи, память о которых сохранится на всю существование.
Зимние шины TOYO OBSERVE G3-ICE: безопасность и уверенность на зимней пути
Февраль на своем последнем выдохе коварен и капризен. Весна уже упорно пытается прогнать зиму, а та сопротивляется, и погода в эти дни то смеется, то плачет. За 1100 км нашего странствия дорожные условия менялись радикально: в течение четырех дней мы пережили минус и плюс, снегопад и дождь, гололед и слякоть. В столь непростых обстоятельствах новоиспеченные зимние шины TOYO OBSERVE G3-ICE стали идеальным оружием, чтобы и водитель, и пассажиры чувствовали себя уверенно и комфортно. И это не невзначай, потому что у японской компании TOYO TIRES, которая специализируется на производстве автомобильных шин уже немало 70 лет, имеются свои секреты. Среди них – запатентованная технология Nano Balance, какая позволяет создавать резиновые смеси на основе исследований наноуровня, а также программа компьютерного моделирования Т-Mode, по какой проводятся испытания шин с анализом самого широкого спектра воздействующих факторов. Кроме того, при создании шин TOYO OBSERVE G3-ICE использована уникальная технология TOYO «Microbit» – применение в составе резиновой смешения протектора натуральной скорлупы грецкого ореха, частицы которой работают как микрошипы, усиливая сцепные характеристики шины на льду. Все это обеспечивает безупречные характеристики сцепления и торможения в самых экстремальных зимних условиях. К тому же число рядов шипов в шинах TOYO OBSERVE G3-ICE увеличено до 20, а их усовершенствованное распределение по поверхности обеспечивает превосходные характеристики на льду, а также снижает степень шума. Резиновый слой протектора остается мягким и эластичным на морозе, при этом за всю поездку шины не утеряли ни одного шипа! Что касается комфорта, шины Observe G3-Ice показались нам весьма негромкими, чего обычно не ожидаешь от шипованных шин. В общем, мы остались очень довольны этими шинами и можем храбро рекомендовать их для зимней езды.
Старая Старица
Следующим пунктом нашего странствия в милую тверскую провинцию стал еще один купеческий город, но уже на берегах Волги – Староречье. В незапамятные времена в этих местах располагался город Любим (не путать с Излюбленном на Ярославщине), пока в конце XIII века ордынцы не стерли его с лики земли. Спустя пять лет, когда на высоком берегу здесь сделались строить новую деревянную крепость, в одной из пещер нежданно-негаданно заметили старушку, скрывающуюся от татар. В честь этой почтенной бабушки новоиспеченный город назвали Старицей, а ее облик украсил городской герб.
Все ведают, что не место красит человека, а человек – место. Архитектура старых русских городов дает возможность легко сравнить, как наши деды «красили» свое место до революции и после. Слава Богу, середина славной Старицы не сильно потревожили советские зодчие, но то, что осталось от исторической застройки, также безнадежно ветшает. Большенный вопрос, увидят ли наши внуки знаменитое старицкое городище на нордовом берегу с Борисоглебским собором, храмом Параскевы Пятницы, торговыми линиями и другими древними строениями. А посмотреть есть на что.
Зато на сегодняшний день целиком восстановлен архитектурный комплекс Свято-Успенского монастыря, который во всей красе раскинулся на противолежащем от городища берегу Волги. Городские набережные Старицы идеально подходят для романтических пеших гуляний.
Кроме традиционных достопримечательностей, можно обратить внимание на известные старицкие катакомбы в округах города, а также на объекты так называемого индустриального туризма – заброшенные заводы и фабрики. В итоге продолжительной добычи «старицкого мрамора» в известняковых пластах к естественным карстовым вакуумам прибавились десятки километров рукотворных пещер. Системы ходов даже имеют свои наименования: Ледяная, Лисичка, Капкан и, самое любопытное, Дохлобарсучья.
Любой «отросток к корням» можно сравнить с возвращением домой, даже если вы горожанин в четвертом поколении. Провинция для обитателя мегаполиса сродни успокоительному средству, которое вводит в легкую эйфорию и одновременно отрезвляет. Вдали от городской суетни всегда медленнее течет время, но самое главное, что здесь гораздо ближней земля и ниже небо.
Новый Ford Kuga: Герой ландшафта
Во время фотосъемки на одной из улиц Торжка ко мне подошел сотрудник ГИБДД, но вместо типовой просьбы предъявить документы, он опустил ладонь на капот обновленного Ford Kuga и смачно причмокнул: «Неплох!» К счастью, моя персона его совсем не интересовала, зато автомобиль стал предлогом для весьма теплой беседы. А поговорить было о чем. В новом облике Ford Kuga подлинно хорош. Его «лицо» существенно преобразилось не только за счет другой конфигурации фар, бампера и решетки радиатора, но и благодаря видоизмененному капоту. В задней доли модернизированы фонари и слегка «подрихтована» дверь багажника. Салон сейчас оснащен 8-дюймовым экраном новой медиасистемы SYNC 3 с русифицированным голосовым управлением, трехспицевым штурвалом с подрулевыми лепестками, иным блоком климат-контроля и кнопкой электронного стояночного тормоза. В условиях российской зимы весьма кстати пришлись такие новшества, как обогрев руля, зоны покоя «дворников» и форсунок стеклоомывателя, какие теперь спрятаны под капот.
Тверские просторы мы бороздили на кроссовере с 2,5-литровом мотором Duratec мощностью 150 л.с., какой доступен в России только в переденприводном варианте. Версии 4х4 предлагаются с двигателем 1,5 EcoBoost мощностью 150 и 182 л.с. Российские стоимости стартуют с 1 399 000 руб. за комплектацию Trend c 2,5-литровым силовым агрегатом. Посвежевший Ford Kuga гармонично вписался в зимний русский ландшафт и за все время путешествия не дал ни единого повода для беспокойства, несмотря на серьезные путевые условия.