Возле восьми часов длится перелет Магадан-Москва, но внутренне вернуться на «континент» удалось много позже. Дело здесь не столько в смене семи часовых поясков: слишком сильным оказалось притяжение колымского магнита, одним из полюсов какого стал Магадан, трижды за неполную неделю принимавший экспедицию Land Rover «Обнаруживая Россию»
От зари до зари, от темна до темна бесконечный праздник, рулады цикад среди пальм и магнолий, бархатные песчаные пляжи, аромат шашлыков и молодого вина – это все не про Магадан.
Город на краю России, на берегах выгнутой подковой суровой бухты Нагаева живет в иной «тональности». Это тональность царских еще времен марша «Тоска по Родине»: гордость и горечь поровну – извечная русская пропорция. А связывает два ингредиента теплота. В Магадане она пробивается даже через броню домов в стиле сталинского ампира, возведенных для начальства «Дальстроя» и «Севвостлага».
Глаз то и дело «цепляют» какие-то полуденные верандочки, мосточки входа в подъезды на уровне второго этажа у стоящих на скатах домов. Архитекторам удалось перенести сюда напоминания о той жизни, из какой их вырвал «левиафан».
В краю, где в естественных условиях из-за климата не вырастают даже ели, а потому на Новый год украшают «гибрид» из ствола лиственницы и лап стланика, теплота накатывает и на тенистых магаданских бульварах. О них спел Вадим Козин, знаменитый исполнитель 30-40 гг., какого то государство дважды отправляло на Колыму. В 2013-м в сквере рядом с домом, где певец жил с 1968 г., отворён не дежурный, с настроением памятник в его честь.
Это одна из трех композиций магаданского ваятеля Юрия Руденко, что в последние годы утеплили атмосферу города. Две иные установлены на смотровых площадках по флангам набережной… которой пока нет. Между скульптурой Владимира Высоцкого и огромным, выполненным из металлоконструкций мамонтом – сборище ржавых, покосившихся гаражей и сараюшек. Но такая набережная должна показаться.
«Лишь дайте срок, но не давайте срок», – как пел Владимир Семенович. Вот и тот самый мамонт, шкура какого состоит из множества шестеренок, валов и винтиков, символизирует Время, неохватное, всемогущее, загадочное. Оно то пустое и тянущееся, словно резиновый жгут, то стремительное, до предела насыщенное, как те несколько дней, что мы прочертили на планете Колыма. Наверное, поэтому и сегодня я нет-нет да и пересчитываю московское пора на магаданское.
Магадан, получивший статус города лишь в 1939-м, тем не немного объемен, многолик
Неотъемлемая часть сегодняшнего Магадана –покосившиеся разом на все сторонки хибарки на склонах сопок в стороне от центральных улиц. В этих постройках когда-то обосновывались те, кому запрещали возврат на “материк”, или некуда было возвращаться
Черноволосые капители белых колонн – особенность здания Магаданского музыкально-драматического арены с “дальстроевских” времен
В доме рядом с театром открыт музей-квартира Вадима Козина, а в сквере по соседству есть памятник певцу
В середине 60-х Владимир Высоцкий написал песню “Мой товарищ уехал в Магадан”, посвященную Игорю Кохановскому. После встречи с ним в 1968 г. показалась песня “Я расскажу тебе про Магадан”. В тот прилет бард провел в городе немного двух суток. Бронзовo-стальной Высоцкий задержится на берегу Нагаевской бухты надолго
Прообразом металлического шеститонного мамонта вышиной 4 м послужил императорский мамонт, когда-то водившийся на просторах Колымы