Беспорочно скажу, получив приглашение на Malta Сlassic Grand Prix, вначале я был настроен довольно скептически. Ну что на этом крохотном каменном островке может быть такого увлекательного? После итальянского Concours d’Elegance Villa d’Este и американского Pebble Beach Concours d’Elegance неужели можно чем-то удивить? Или после Гудвуда – самого масштабного в Европе Goodwood Festival of Speed, после чего мы cами, своими мочами организовали и провели «Фестиваль скорости» в Москве.
Здешний конкурс «Элегантности» проходит на центральной площади Мдины, у Кафедрального собора Сент-Питер-и-Сент-Пол. Большинство экспонатов, принимающих участие в конкурсе, затем будут биться за кубок Гран-при, но есть и такие ретро-шедевры, которые уже не в состоянии «тряхнуть древностью». Но и эти великие пришельцы из далекого прошлого получают свои награды – как, так, Ford Anglia 1948 года завоевал награду Unrestored Original Condition, а Джофри Ховард Минтер (Geoffrey Howard Minter) и его Delage CO2 Dual Cowl 1922 года заслуженно победили в номинации Pre-War («Довоенные»). А британцы Хью и Джуди Мейес (Hugh и Judy Mayes), приехавшие сюда на своем сверстнике Talbot 110 Alpine Replica 1933 года, получили признание жюри и награду за… свои костюмы (номинация Best Dressed). Еще бы – поразительно органично, элегантно и прекрасно смотрятся и авто-раритеты, и их хозяева на фоне колоритной, нетронутой средневековой зодчества.
А как по-настоящему, не жалея себя и своих старых «железных коней», гонщики воюют за победу, на каком пределе проходят повороты! Глядя на статическую экспозицию в рамках конкурса «Элегантности», сложно представить, каким неэлегантно диким ревом и непривычно острым запахом бензина старинные спорткары наполняют сказочные окрестности древнего города и застывшее во поре пространство, освещенное палящим солнцем. И как это все очаровательно и восхитительно!
Однако секрет итого этого очарования и позитивных эмоций кроется, прежде всего, в людях, в мальтийцах, какие, делая этот праздник для себя, создают такую удивительную благожелательную атмосферу, в которой приятно и комфортно любым гостям. Находясь на пересечении морских линий и на протяжении многих веков подвергаясь нападениям со всех сторон, мальтийцы сохранили свою самобытную историю, зодчество, язык и нравы благодаря своей исключительной дипломатичности, дальновидности и трудолюбию. Несмотря на то, что большинство народонаселения здесь – отпрыски известнейших аристократических фамилий Европы, сплошь потомственные герцоги и маркизы, каким когда-то короли Испании, а затем Англии щедро дарили аграрные наделы, – все тут занимаются бизнесом. И многие из участников Гран-при, состоятельные мальтийцы, принимая собственное участие в мероприятии, также его и спонсируют. Например, мистер Джо Саид (Joe Said), обладатель и управляющий директор известного на Мальте производителя изделий из стекла Mdina Glass, каждогодне лично принимает участие в гонках на Jaguar Proteus C-Type 1959 года выпуска. Его образцу следуют его дочери Нэвис и Памела, а также сын Алан. Они работают на заводе совместно с отцом и также разделяют его страсть к ретро-автомобилям. Нэвис участвует в Гран-при на Jaguar XK150 1954 года, Памела и Алан – на MG B 1966 и1967-го годов выпуска. Уместно, все оригинальные кубки для победителей и участников Гран-при изготовлены из стекла собственно на заводе Mdina Glass.
На торжественном вечере, устроенном в честь всех участников и победителей Гран-при в престижном 5-звездочном отеле Corinthia, где и предпочли стать многие иностранные участники гонки, в теплой дружеской атмосфере состоялась церемониал награждения. И кроме обмена свежими впечатлениями, полученными во время гонки, участники Гран-при деятельно обменивались визитками и не менее страстно рассказывали друг другу о своих успехах в бизнесе. Среди них бывальщины представители компаний Chopard, Mdina Glass, Thomas Smith, Shell, BMW, Sullivan Maritime, Farsons, Attard & Co., The Point, Pjazza Tigne, Good Earth, Busy Bee, Airswift Couriers, Farsons, Halmann Vella, Assikura Insurance, The Atrium, Motul, Velocity, Mirachem, Sphinx и иных. Мероприятие поддержало также и мальтийское Министерство Туризма, которому журнал «Автомашины» выражает особую признательность.
Еще одно подтверждение необычайной страсти мальтийцев к ретро-автомобилям – здешний музей классических автомобилей, который находится на севере острова, в городе Аура (Qawra). Автоколлекция музея почитается одной из лучших в Европе. Ее владелец – Кэрол Галеа – с детства обожал автомобили и даже построил машину по собственному дизайну, с мотором от Jaguar XK140. Страстность к машинам побудила его начать собирать коллекцию, первым экспонатом какой стал Fiat 1200. Сейчас в музее более 100 раритетов: Alfa Romeo, Austin, Jaguar, Fiat, Ford, MG, Mercedes-Benz, Mini, Sunbeam, Triumph, а также классические мотоциклы BSA, Vespa и Lambretta. И все это обеспеченность помещено в незабываемый антураж прошлого века – с манекенами, одетыми в винтажные платья, и массой интереснейших артефактов – старинных музыкальных автоматов, игорных машин, старых постеров и фотографией, запечатлевших автоиндустрию прошлого.
Мальта – пятая в вселенной страна по количеству автомобилей на душу населения – оставила позади такие края как Италия (11 место), Япония (16), Франция (18), Германия (26) и Великобритания (27)! Но еще мощнее потрясает здесь невероятное количество достопримечательностей, ярко демонстрирующих всю историю человечьей цивилизации. И это неудивительно: остров – перекресток важнейших морских торговых линий – почти всегда находился в центре самых важных исторических событий, а сменяющие товарищ друга правящие династии возвели здесь на протяжении разных эпох масса сооружений, и сегодня впечатляющих своим размахом. Именно на Мальте замечены самые древние рукотворные постройки на Земле – мегалитические храмы. Древнейший из сохранившихся святилищ – Джгантия на острове Гозо – был построен ориентировочно в 3600 году до н.э., то кушать на 1000 лет раньше египетских пирамид. Но больше всего на Мальте средневековых святилищ (около 400), построенных рыцарями Мальтийского ордена. И если в Москве 1 святилище приходится на 15 тысяч человек, в Риме – 1 на 3 тысячи, то на Мальте 1 святилище на 1000 человек! Как это ни покажется странным, но католическая Мальта изначально являлась долей Православного мира и даже короткое время в конце XVIII столетия при императоре Павле I – великом магистре Мальтийского ордена – была теснейшим манером связана с Российской Империей.
Самые посещаемые достопримечательности Мальты есть в Валлетте — столице островного государства. Это форты, крепости, величественные соборы, дворцы, музеи и арены. И только в Валетте есть небольшой район с современными высотками – Слима. А все прочие районы Валетты, так же как и другие города Мальты, сохраняют свой средневековый вид, и среди исконных мальтийцев считается престижным жить в этих 2-3 этажных средневековых постройках.
Туристов Мальта круглый год притягивает насыщенной культурной программой, различными фестивалями (как уже известно, в 2017 году Валетта сделается «культурной столицей» Европы), а также школами изучения английского стиля для детей и взрослых, казино и шоппингом, пляжным отдыхом и дайвингом, лакомой средиземноморской кухней и местными винами и, конечно же, прекрасным субтропическим климатом и уникальными природными монументами. И невозможно передать, как же не хотелось отсюда уезжать, и возвращаться в холодную Москву!