"ЭРА-ГЛОНАСС" наступит в РФ для всех машин с 2017 года

2601

С 1 января 2017 года все транспортные оружия, выпускаемые на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должны будут оснащаться терминалами “ЭРА-ГЛОНАСС”. Таковы заявки, закрепленные в нормативах, принятых в 2013 году на уровне Таможенного альянса (ТС). “ЭРА-ГЛОНАСС” – это система экстренного отправления информации о ДТП службам спасения. Автопроизводители и эксперты приветствуют инициативу в цельном, однако указывают на несовершенство самой процедуры ее введения.

История проблемы

Российский аналог американской GPS – глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) – начали разрабатывать в 1976 году по заказу Минобороны и зачислили в эксплуатацию в 1993 году. К 2010 году система получила достаточное для целого покрытия Земли число спутников.

Демонтаж системы GPS в Москве

Американская GPS не работает на территории России с лета 2014 года

В это же пора началась работа над проектом “ЭРА-ГЛОНАСС” (ЭРА – экстренное реагирование при авариях). 1 января 2015 года он начинов работу. В качестве оператора системы было утверждено акционерное общество (АО) “ГЛОНАСС”, подотчетное Минтрансу и на 100 процентов относящееся государству.

Сперва терминалами “ЭРА” были оснащены все автомобили, впервые проходящие процедуру похвалы на соответствие требованиям техрегламента – иными словами, все новые модели. С 1 января этого года к ним добавился спускаемый в ЕАЭС транспорт, используемый для коммерческой перевозки пассажиров, опасных грузов, бытовых отходов и мусора. С 2017 года нововведение коснется всех новоиспеченных автомобилей (как производимых на территории ЕАЭС, так и ввозимых из-за рубежа).

Что требуется для установки

Оборудование, какое будет устанавливаться на них, включает в себя навигационный модуль (приемник сигналов ГЛОНАСС и иных навигационных систем), коммуникационный модуль (модем GSM/UMTS), антенны, блок интерфейса с кнопкой “Экстренный вызов” и многие иные компоненты. Рекомендуемый комплект поставки приведен в специальном ГОСТ. Производством терминалов “ЭРА-ГЛОНАСС” занимаются десятки компаний, как российских, так и зарубежных.

Спутник российской навигационной системы ГЛОНАСС

Попутчик российской навигационной системы ГЛОНАСС

Автопроизводитель волен выбирать терминал по своему усмотрению. Однако после того, как выбор будет сделан, ему предстоит миновать процедуру сертификации оборудования. Ее “осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в национальных системах аккредитации государств-членов ЕАЭС”, отмечается в техрегламенте ТС “О безопасности колесных транспортных оружий”.

Автопроизводители жалуются на высокие цены

Именно на этом этапе у автопроизводителей начинаются проблемы. Как заявил 14 января на каждогодней пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (Jörg Schreiber), на деле есть всего одна такая лаборатория – лаборатория “ЭРА” сертификационного центра (СЦ) “Связь-сертификат” (автономная некоммерческая организация).

Автоцентр Volkswagen в Москве

Автоцентр Volkswagen в Москве

“Службы сертификации злоупотребляют своим монопольным позой, а значит, вся тяжесть финансовых затрат по этому вопросу ложится на автопроизводителей, а сквозь них – на дилеров и покупателей”, – подчеркнул Шрайбер. По его словам, цены на проведение сертификации чрезмерно рослы. Проблему подтверждают и в российском представительстве Volkswagen. Как сообщили DW в пресс-службе компании, в этот момент стоимость разработки, внедрения и сертификации системы “ЭРА-ГЛОНАСС” для линии моделей “крайне высока”.

Как выяснила DW, происходящим уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. “Ведомство инициировало запрос информации обо всех аспектах, какие касаются системы сертификации оборудования, необходимой для установки “ЭРА-ГЛОНАСС”, – известила DW начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова. По ее словам, дальнейшая реакция ведомства будет зависеть от итогов запроса.

Конкурент есть, но он в Крыму

Между тем в пресс-службе АО “ГЛОНАСС” DW удостоверили, что препятствий для выхода новых игроков на рынок сертификации нет: “Любая организация, желающая сертифицировать конструкции (системы) вызова экстренных оперативных служб, может пройти аккредитацию. В сегодняшнее время две организации аккредитованы в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий”.

Глава испытательной лаборатории “ЭРА” СЦ “Связь-сертификат” Юрий Зайцев пояснил DW, что у его компании подлинно имеется конкурент – севастопольский филиал “Научно-исследовательского института радио” “Омега”. Однако объем его загрузки во немало раз меньше, чем у ЭРА”. “Это далековато, к тому же европейцы не очень хотят трудиться с Крымом”, – объяснил Зайцев.

Во многом из-за этого объем труды у лаборатории “ЭРА” сегодня практически неподъемный. “Работаем без отпусков и выходных”, – посетовал Косая. Высокая нагрузка, а также высокая стоимость испытательного оборудования, закупаемого за рубежом, отражаются на стоимостях, признал глава лаборатории. При этом он отметил, что возражает против продления сроков повсеместного вступления “ЭРА-ГЛОНАСС”. “Это будет несправедливо по отношению к тем, кто успеет до 1 января 2017 года”, – показал он, уточнив, что успевают в основном те, кто отдает предпочтение российскому оборудованию.

Вяще плюсов, чем минусов

“Разумеется, этот рынок будет так или иначе монополизирован, а бизнес-схемы выстроятся в прок заинтересованных лиц”, – прогнозирует руководитель Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев. Однако все же, добавляет он, у нововведения вяще плюсов, чем минусов.

“Негатив в том, что систему обнаружения можно использовать для слежения за автомашиной. Однако когда человеку нужна помощь, этот минус становится плюсом. Также неплохо, что система позволит оправдать водителя, если ему придет ошибочный штраф, а он не был на пункте нарушения. Еще один плюс – она поможет найти угнанный автомобиль”, – перечисляет Канаев.

Эксперт признает, что люд с манией преследования могут и не захотеть, чтобы на их машине было введено отслеживающее их местонахождение устройство. Но и для них найдется незамысловатый выход. “Заезжаешь в сервис и все отключаешь”, – пошутил глава ФАР.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ