Созидатель
Tesla Motors отвоевал право продавать электромобили без участия дилеров, но
пока вдали не везде
«Это самая настоящая битва. Серьезная битва. Давайте сплотимся, чтобы победить, и подавайте победим!» Такую пламенную речь произнес президент VADA Дон Холл, призывая своих приверженцев «не складывать оружие», хотя настроение у г-на Холла на этой неделе очутилось испорченным. Не понятно о чём идёт речь? Аббревиатура VADA имеет масса расшифровок и в данном случае речь, конечно, не об антидопинговом комитете, какой уж точно не связан с Илоном Маском – основатель Tesla пока не собирается выступать на олипиадах. В этом случае VADA – это Ассоциация автомобильных дилеров Вирджинии, одного из Восточных штатов США.
Напомним, что бизнес-модель Tesla Motors кормит множество противоречий, о чём «Автомобили» неоднократно писали. Здесь и чрезвычайно рослые затраты на гарантийное обслуживание машин (Tesla тратит на это больше денежек, чем Daimler в расчёте на один автомобиль), и малые объёмы выпуска, и беспрерывные перебои с запчастями, что делает планы по увеличению объёмов весьма иллюзорными, хотя в 2018 году Илон Маск грозится выйти на каждогодний объём в 500 000 шт. Но и это не всё. Мало кто знает, что Илон Маск изначально не предусмотрел пункты дилерам в своей товарной цепочке. Казалось бы, верное решение, особенно если учесть весомую дилерскую составляющую в розничной стоимости машины – 15-25%. Однако, пока речь идёт о скромных объёмах, подлинно можно обходиться своими собственными «стоурами» (Илон Маск внимательно изучил схему труды Apple и его розничную торговую сеть), а вот когда нужно будет сходить на массовую реализацию, без дилеров не обойтись. К слову, на это указывает и неувядающий, не теряющий профессиональной хватки в свои 84 года, легендарный автомобильный менеджер Боб Лутц, сделавшийся один из главных американских критиков Илона Маска. Старина Лутц право замечает, что автомобиль – это не телефон, которых в одно небольшое складское помещение можно набить тысячу штук.
Между тем, в каджом штате США, как популярно, свои законы и в настоящее время есть несколько штатов, законодательство каких запрещает прямую продажу машин. В Техасе, Айове, Мичигане Илону Личину открыть магазины, однако в законах Мичигана он всё же нашёл лазейку и отворил там «галерею» или по-нашему говоря, салон, куда можно придти и посмотреть машину, но обзавестись нельзя. До недавнего времени подобный запрет действовал и в Вирджинии, однако в заключительный день ноября начальник Автомобильного Департамента Вирджинии Ричард Холкомб разрешил-таки Илону Личину открыть магазин в столице штата Ричмонде.
Интересно, что в настоящее пора в Вирджинии не действуют местные скидки при покупке электромобиля, максимум на что можно рассчитывать – использование выделенных полос, да и то, за это придётся уплатить 25 долларов в год.