Немецкий эксперт: Лишение водительских прав эффективнее денежного штрафа

2375

Министерство юстиции Германии планирует карать лишением водительских прав не только тех, кто нарушил правила дорожного движения, но и иных правонарушителей. Как заявил глава ведомства Хайко Маас (Heiko Maas), соответственный законопроект может быть представлен уже в 2016 году. Профессор Кельнского университета, эксперт по уголовному праву Михаэль Кубициль (Michael Kubiciel) объясняет в интервью DW, отчего он поддерживает инициативу.

DW: Господин Кубициль, заявление министра юстиции ФРГ о планах добавить лишение водительских прав в облике наказания в Уголовный кодекс было встречено как с большим одобрением, так и острой критикой. В случае каких правонарушений вы считаете лишение водительских прав эффективной мерой?

Михаэль Кубициль: В общем, я могу себе представить лишение водительских прав натуральнее альтернативой наказаниям в виде лишения свободы или денежного штрафа во всех районах уголовного права. Особенно в тех случаях, когда лишение свободы было бы несоразмерным карой, а денежный штраф – неэффективным, так как у преступника либо слишком много, либо чересчур мало денег, или в случае с подростками, за которых, например, штрафы доводится платить родителям.

– Но наказывать за убийство или изнасилование лишением водительских прав было бы, бесспорно, неэффективной мерой

– Конечно, нет. Ведь должен оставаться в силе принцип, сообразно которому суровость наказания должна соответствовать тяжести содеянного. Но кушать преступления, например простое телесное повреждение или налоговое мошенничество, в случае каких предусмотренное наказание в виде лишения свободы может быть заменено условным сроком или денежным штрафом. Тогда надо постичь, какой вариант наказания будет для преступника наиболее “болезненным”, лишение чего подействует мощнее и более поучительно – денег или водительских прав?

Михаэль КубицильМихаэль Кубициль

Ведь выговор идет также о том, чтобы предотвратить повторение преступлений. Как раз на преступников подросткового года, не имеющих, возможно, много денег, но считающих машину важным статусным символом, лишение водительских прав, так за кражу, могло бы подействовать очень поучительно. Такое наказание может эффективно вычесть их от совершения новых правонарушений, в отличие от других мер.

– Министерство по делам семейства допускает лишение водительских прав отцов и матерей, не соблюдающих свои долги по содержанию детей. Вы считаете такое наказание целесообразным?

– Конечно, отчего нет? В каждом отдельном случае, конечно, должен решать судья, какое кара необходимо для искупления вины и в качестве меры устрашения, а также какое кара является целесообразным при возвращении к законопослушному образу жизни.

Общегерманский автомобильный клуб ADAC выступает против планов министра юстиции. На его аргумент, заключающийся в том, что лишение водительских прав может в случае кары состоятельных людей стать более действенной мерой, чем денежный штраф, в ADAC отвечают, что люд с достатком могут просто заказать такси или нанять водителя.

– У состоятельных людей, в цельном, конечно, всегда больше возможностей, чем у менее состоятельных. Но все равно если некто постоянно ездит на такси или с личным водителем, то это рано или поздно привлечет внимание опоясывающих, которые, вероятно, будут смотреть с недоумением. Денежный штраф можно оплатить без всякого гула. Но если кто-то, ранее всегда ездивший на собственном Porsche, на протяжении длинного времени будет пользоваться услугами водителей, то это непременно вызовет проблемы.

Профсоюз немецкой полиции приветствовал инициативу, в то время как профсоюз служащих полиции (GDP), визави, скептически отнесся к ней. Замглавы GDP Йорг Радек (Jörg Radek) подверг критике то, что лишение водительских прав ограничит независимость передвижения граждан и в некоторых случаях даже их возможность выполнять должностные обязанности.

– Наказания не должны быть щадящими. Свободу передвижения ограничивает также и тюремное заточение, и это правильно. Ведь наказание должно лишить преступника чего-то. В случае с денежным штрафом, так, у него отбирается часть его денег. Поэтому лишение водительских прав неплохо вписывается в систему наказаний.

Конечно, судья должен при этом блюсти принцип соразмерности. Он составляет себе представление о преступнике и решает, какое кара подходит. При этом наказание не должно лишить правонарушителя возможности получать на жизнь. Например, для таксиста лишение водительских прав может сделаться несоразмерным наказанием, а для офисного работника – наоборот.

Как вы считаете, когда лишение водительских прав может быть включено в Уголовный кодекс в облике наказания?

– Если проект не будет затянут в политическую волокиту, то, как я видаю, у него есть очень хорошие шансы быть реализованным. Потому как инициатива включена в договоренность правящей коалиции ФРГ, что означает, что ее одобряют как Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), так и блок в составе Христианско-демократического альянса (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС). Таким образом, правительство может без промедления привнести законопроект в бундестаг, где у него есть большинство. Если бундесрат также скоро одобрит его, то лишение водительских прав вполне может быть включено в Уголовный кодекс уже 1 января 2017 года.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ