Водители-призраки, – так их именуют по немецки: Geisterfahrer. Или прозаичней: Falschfahrer, то есть “поехавшие не туда”… Это водители, какие по ошибке или умышленно оказались на встречной полосе автобана или другой скоростной линии. В целом на скоростные автострады приходится в Германии меньше всего аварий, но среди них – вяще всего происшествий с фатальными последствиями. И самые страшные ДТП случаются как раз по вине водителей-призраков. В подобный ситуации может оказаться любой. Возраст, пол или стаж за рулем роли не играют.
Автобан. Особенности движения
Рослые скорости – зона повышенной опасности с особыми правилами движения. Пора реакции в критических ситуациях – считанные доли секунды. На автобанах вытекает соблюдать дистанцию, как минимум, половину от показания спидометра в метрах, то кушать 60 метров при скорости 120 километров в час, 100 метров – при двухстах. Тут запрещено сдавать задним ходом, в том числе, на полосе для экстренной остановки (Standspur), не сообщая уже о том, чтобы разворачиваться.
Проезжие части разделены металлическими отбойниками (mittlere Schutzplanke) или бетонными заграждениями (Betonleitwand), потому выезд на автобан против движения оказывается своего рода западнёй. Развернуться без помощи полиции, не подвергая смертельной опасности себя и иных, невозможно. Это строго запрещено.
Перекрытый автобан
В случае аварии при таком маневре виновнику угрожает лишение свободы сроком до пяти лет, если он сам останется в живых. Если водитель, приметив ошибку, будет поступать в соответствии с рекомендациями полиции, он может стать денежным штрафом и запретом садиться за руль в течение нескольких месяцев. Паническая реакция в таких ситуациях вполне объяснима, но как раз она и приводит к трагическим последствиям. Эксперты, однако, подчеркивают, что многие в таких ситуациях инстинктивно работают правильно.
Автомобильное радио
Если где-то на скоростной магистрали показался такой автомобиль, радиостанции, вещающие в данном регионе, незамедлительно прерывают эфир. Начин экстренных сообщений сопровождается сигналом, на который реагируют радиоприемники, повышая звук, переключая канал или отключая музыкальный плейер.
Как высчитал Общегерманский автомобильный клуб (ADAC), такие сообщения звучат возле трех тысяч раз в году, то есть восемь-девять предупреждений в сутки. По иным сведениям – около пяти предупреждений. Как считают эксперты, только в одном из этих случаев выговор идет о реально возникшей ситуации. Остальные предупреждения являются итогом глупых шуток или ложной тревоги.
В конце каждого предупреждения звучит типовая фраза, знакомая наизусть, пожалуй, большинству немецких водителей: “Bitte bleiben Sie äußerst rechts und überholen Sie nicht. Wir informieren Sie, sobald die Gefahr vorbei ist” – “Придерживаетесь правой стороны и не обгоняйте. Мы сообщим вам, когда опасность будет позади”.
Официальные оценки и трудности статистики
Три тысячи предупреждений в эфире – это лишь одна цифра. Министерство транспорта Германии измерит из того, что ежегодно на немецких автобанах реально возникает около 1700 подобных ситуаций, вводя тех водителей-призраков, которые остаются незамеченными, проскакивая до следующей стоянки, где разворачиваются и исчезают в потоке.
Раз клуб ADAC детально проанализировал немецкую прессу на предмет информации о водителях-призраках в редакционных материалах за год. В статьях и извещениях описывалось почти 150 случаев. Около 80 таких поездок против движения закончилось без аварий, немало 60 – столкновениями. Число погибших составило 20 человек. 86 получили положительные травмы.
Реальная цифра выше. В 2015 году году на немецких путях погибли 3475 человек, около 380 из них – на автобанах. По меньшей мере, двадцать человек – по вине “призраков”, вводя самих водителей.
Причины и место действия
На проезжую часть автобана со противным движением попадают из-за невнимательности, усталости, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, из-за нехороший видимости, например, в ночное время, в туман, снег или сильный дождь или умышленно, если выговор идет о самоубийцах.
Федеральное автодорожное ведомство (BASt) провело изыскание, чтобы выяснить, когда и где именно водители становятся призраками. Образцово 33 процента ошибаются на развязках и въездах-съездах с автобанов. В Италии и во Франции с такими проблемами утилитарны не сталкиваются. Автобаны в этих странах платные, въезд на них возможен лишь через кассовые пункты.
16 процентов случаев приходится на развороты на проезжей доли автобана. Часто это происходит осознанно, если кто-то проскочил необходимый выезд или поехал не в ту сторону. Вместо того, чтобы добраться до вытекающий развязки или съезда, некоторые водители, особенно, в состоянии стресса и нехватки поре, решаются на разворот против всех правил, в надежде проскочить. Эксперты такое поведение по-иному как временным помутнением рассудка не объясняют. В число этих 16 процентов входят и те водители, чьи машины раскатало на скользкой дороге или в результате аварии, и которые затем по ошибке поехали против движения.
Возле семи процентов водителей выезжает в неправильном направлении со стоянок или парковок у придорожных торгово-сервисных середин (Autobahnrastplatz, Autobahnraststätte). Четыре процента – на участках, где проводится ремонт.
Вовремя стать
Согласно данным ADAC, 26 процентов водителей почти разом замечают свою ошибку, то есть останавливаются уже через сто метров или ранее. 34 процента – не проехав и 500 метров, 17 процентов – немного одного километра, но 23 процента едут дальше…
Несколько лет назад водитель-самоубийца поспел проехать против движения по автобану А28 восемь километров. В результате фронтального столкновения погиб он сам и четыре человека в машине, оказавшейся в неправильное пора в неправильном месте.
Суицид также является одной из причин появления водителей-призраков, как и так именуемые юношеские пробы мужества, но процент таких случаев все же минимален.
Как себя вести, если вы сделались водителем-призраком?
– Включить аварийную сигнализацию и ближний свет фар, если передвигались без него. В Германии ближний свет в дневное пора не является обязательным, но на автобанах его рекомендуется включать всегда
– Как можно немало плотно подъехать к ближайшему на данный момент краю проезжей доли и остановиться
– Если автомобиль находится ближе к левому краю, то кушать едет против движения на самой быстрой полосе встречного движения, не пробовать перестроиться через один, два или несколько рядов, чтобы съехать на полосу для аварийных остановок, а стать у средней разделительной планки
На испытательном полигоне
– Соблюдая максимальную осмотрительность, покинуть салон. При наличии сигнального жилета, надев его, установить перед автомашиной на достаточном расстоянии аварийный треугольник. Передвигаться при этом следует за отбойной планкой
– Потребовать полицию по телефону 110 или через тумбу аварийной связи (Notrufsäule). Они введены через каждые 500-2000 метров
– Ни в коем случае не пробовать пересечь автобан, даже если он кажется пустым
– Ожидать прибытия полиции между хаки планками в центральной части автобана, если машина оказалась в левой полосе, или за металлическим отбойником на обочине, если автомашина находится на боковой полосе для аварийных остановок
– Не пытаться самостоятельно до прибытия полиции раскатать автомобиль
Как вести себя, если вы услышали сообщение об опасности на вашем линии?
– Немедленно приступить к снижению скорости, чтобы при необходимости срочного маневра машину не замело
– Не обгонять и занять крайнюю правую полосу. При плотном движении и невозможности перестроиться вправо, существенно повысить дистанцию
– Включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения
– По возможности свертеть на ближайшую стоянку и дождаться отбоя тревоги по радио.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Классика
В первой части репортажа из Музея техники в Шпайере мы рассказали об экспонатах, связанных с историей авиации и полетов в космос. Среди них тут много советских: от “кукурузника” Ан-2 до космического челнока “Буран”. Пришел черед автомашин и другой техники: этого “Майбаха” Zeppelin 1930 года, пожарных машин, бульдозера “Сталинец-80”, велосипеда военного поре c пружинами вместо покрышек…
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и иные экспонаты
Основатель музея
Прежде, чем продолжить знакомство с экспозицией, отметим, что основал этот музей изобретатель и предприниматель Эберхард Лайхер (Eberhard Layher, 1921-2012) – разработчик каркасных строительных лесов из металлических элементов, получивших повсеместное распространение по всему вселенной. “Общество друзей музея” насчитывает более двух тысяч человек из различных стран.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и другие экспонаты
Лилльский цех
Отдельный олдтаймеры и мотоциклы выставлены в Космическом павильоне, но большая часть экспонатов автомобильной собрания находится в бывшем Лилльском цехе Пфальцского авиазавода. Сегодня этот завод, основанный в 1913 году, поставляет комплектующие для “Аэробуса”, “Боинга” и иных производителей авиационной техники. На нем работают около двух тысяч человек.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Сделано в Челябинске
Некоторые экспонаты шпайерского музея есть под открытым небом около Лилльского цеха. Среди них – бульдозер “Сталинец-80”. Эта модель выпускалась на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) в 1946-1961 годах. Была разработана на основе американского Caterpillar D7, производившегося в СССР в годы Другой мировой войны по ленд-лизу.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и иные экспонаты
Послевоенное восстановление
В Советском Союзе было выпущено немало 200 тысяч таких универсальных гусеничных тракторов различных модификаций. Они применялись при распашке целинных земель и на крупных стройках, так, когда прокладывали Волго-Донской судоходный канал. Этот бульдозер “Сталинец-80” из музейной собрания использовался в Восточной Германии на восстановительных работах после Второй всемирный войны.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и другие экспонаты
Гелендваген
К числу особых раритетов в Шпайере относится этот Mercedes-Benz Geländewagen G 5 – праотец популярных внедорожников G-класса, выпуск каких был запущен в 1979 году. Эта модель производилась в 1937-1941 годах. Итого было собрано 180 таких машин, уже тогда оснащенных целым приводом, блокирующимся дифференциалом, рулевым управлением всеми колесами и витыми рессорами.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
“Ваше слово, товарищ маузер”
Недалеко от Гелендвагена есть этот одноколейный автомобиль – айншпуравто (Einspurauto) компании “Маузер”. Производство этих машин та самая немецкая фирма, чей самозарядный пистолет воспевал в “Левом марше” Маяковский, основы в 1923 году, так как после Первой мировой войны по условиям Версальского миролюбивого договора вынуждена была прекратить выпуск оружия.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Хорошо забытое старое
Этот одноколейный автомашина был на самом деле мотоциклом с двумя дополнительными опорными колесами по бокам. После комплекта скорости боковые колеса можно было убрать. Модель выпускалась фирмой Mauser итого четыре года, а затем некоторое время производилась по лицензии во Франции. Увидав этот экспонат, трудно избежать сравнений с современными Renault Twizy или BMW C1.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Пружины на ободах
Где-то между сверкающими полировкой олдтаймерами в Лилльском цехе припаркован этот велосипед. Вместо резиновых покрышек на его ободах введены металлические пружины – Notbereifung. Такие колеса делали в Германии во пора Первой мировой войны из-за блокады поставок каучука. Они пользовались спросом и производились в массовом распорядке. Худо-бедно на них можно было ездить.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Двигатель Найта
К производству этой модели Mercedes-Knight приступили в 1910 году. Ее особенность заключалась в бесклапанном двигателе. Его собирали по патенту американского изобретателя и журналиста Чарльза Найта. За газораспределение в двигателе отвечали не клапаны, а маневренные гильзы, что делало мотор более тихим и мощным. Найт патологически не терпел гула моторов и вообще шума, поэтому решил помочь себе сам…
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Британский кузов
Среди других “Мерседесов” из собрания музея в Шпайере особое внимание также привлекает эта модель Mercedes-Benz 630, выпускавшаяся с 1924 года. Объем ее 6-цилиндрового двигателя достигает 6,3 литра, а мощность с компрессором – 140 лошадиных сил. Кузова для Mercedes-Benz 630 поставляла британская фирма Park Ward, продукция какой также известна по моделям Bentley и Rolls-Royce.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Алюминий для богини Ники
Rolls-Royce 20/25 HP 1929 года весьма быстро снискал себе славу лучшего “Роллс-Ройса” всех преходящ. Семиместный алюминиевый кузов собирала фирма Hooper. Rolls-Royce в то пора сам производил только шасси и моторы. Данная модель оснащалась 6-цилиндровым двигателем и могла развивать скорость до 110 километров в час.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Почти две дюжины “лошадей”
Четырехместный Peugeot 143 с кузовом торпедо – одна из ранних серийных моделей этого французского производителя. Выпускалась в 1912-1913 годах на фабрике в Оденкуре. Комплектовалась мотором собственного производства мощностью до 23 лошадиных сил. Итого было собрано три сотни экземпляров.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Грузовики из Гаггенау
Грузовик Gaggenau 1909 года. Его спускали на заводе, открытом в 1894 году в городе Гаггенау недалеко от Баден-Бадена. Он почитается самым старым действующим автомобильным заводом в мире. В 1907 году фирма Gaggenau основы сотрудничать с компанией Benz, которая через несколько лет ее поглотила. Так завязалось развитие подразделения по выпуску грузовых машин знаменитого немецкого автоконцерна.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Двойной фаэтон
Еще один экспонат 1909 года (но не немецкий, а французский) – двойной фаэтон фирмы Renault. Эта модель также выпускалась с кузовом ландо. Автомашины оснащались четырехцилиндровыми двигателями мощностью 20 лошадиных сил.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
“Изабелла”
Borgward Isabella. В музее выставлен вариант купе. К выпуску этой модели бременская фирма Borgward приступила в 1954 году, вначале под названием “Hansa 1500” – на базе первого автомобиля, спроектированного в Германии после Другой мировой войны. На разработку “Изабеллы” ушло всего десять месяцев. Модель сделалась самой успешной в истории фирмы Borgward. Всего было выпущено немало 200 тысяч экземпляров.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и иные экспонаты
Для воздушных шаров
Французский автомобиль на базе модели фирмы Delahaye 1914 года. Использовался для поднятия и спуска закрепленного на тросе воздушного шара, с которого во время Первой мировой войны велось наблюдение за позициями противника. Оснащен двумя лебедками, позволявшими скоро сворачивать наблюдение в случае начала обстрела, а также двигателем от гоночной машины, участвовавшей в ралли Париж-Мадрид.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
“Жестянка Лиззи”
Примерно четверть Лилльского цеха занимает собрание пожарных автомобилей из разных стран – от самых первых до самых нынешних. Она считается одной из самых больших таких коллекций в Европе. Одинешенек из экспонатов – пожарный автомобиль на базе Ford T – первой в мире серийной модели, собиравшейся на конвейере. Ее также спускали в Германии, Великобритании, Франции и Австралии.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Пожарная автолестница
Модель с поворотной лестницей Magirus Drehleiterwagen K26. Машина, выставленная в Шпайере, была изготовлена в 1921 году для пожарной охраны шведского города Гётеборга. Раздвижная лестница приводилась в движение с поддержкой основного бензинового мотора.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и иные экспонаты
Форд Алексис
Пожарный автомобиль известной американской фирмы Alexis Fire Equipment Company, спускающей такого рода специальную технику с 1947 года. Эта машина 1957 года изготовлена на базе грузовика компании Ford.
-
Технический музей в Шпайере: автомашины и другие экспонаты
Пожарный “Роллс-Ройс”
Машины этой фирмы нередко называют “Роллс-Ройсами” среди пожарных авто. Модель Ahrens-Fox H-T до 1950-х годов была самым мощным пожарным автомашиной в мире. Компания Ahrens-Fox была основана в 1910 году и вскоре выпустила первую моторизированную пожарную машину, переменившую конные повозки. Отличительной особенностью ее моделей были хромированные сферы, гарантировавшие постоянное давление в насосе.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и иные экспонаты
Полугусеничный мотоцикл
В Лилльском цехе выставлено много экспонатов преходящ Второй мировой войны, и не только автомобилей: от одноместной подводной лодки-торпеды (Ein-Mann-Torpedo) до аэропланов и этого полугусеничного мотоцикла, выпускавшегося для вермахта фирмой NSU Motorenwerke из Неккарзульма. Такие машины использовались в качестве легких тягачей, в первую очередность, в десантных и горно-егерским частях.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и иные экспонаты
Рекорды скорости
В 1950-х годах фирма NSU была всемирным лидером по количеству производимых мотоциклов. В это время на них установили четыре всемирных рекорда скорости, в том числе – впервые свыше 320 километров в час. В музейной экспозиции представлен этот ее мотоцикл с коляской 1951 года – NSU Konsul 500. В 1969 году фирму приобрел концерн Volkswagen. Сейчас на ее заводе в Неккарзульме выпускаются автомашины Audi.
-
Технический музей в Шпайере: автомобили и другие экспонаты
P.S.
Завершая этот репортаж, отметим, что посетители музея в Шпайере также могут увидать и осмотреть здесь подводную лодку бундесвера U 9, немецкий спасательный крейсер, корабль, на каком жили музыканты семейной группы The Kelly Family, локомотивы, а также собрания миниатюрных моделей, органов, старинной одежды, оружия, кукол, игрушек, украшений… И эту карусель.