Всемирным лидером в районы разработки, производства и внедрения электромобилей будет Китай – а не Америка, как одно пора казалось. Это стало окончательно ясно в 2016 году. Число зарегистрированных в КНР легковых и коммерческих автомашин, а также автобусов с электрическими или гибридными двигателями увеличилось за минувший год на 53 процента и превысило 1 млн. На китайском базаре было продано свыше 400 тысяч таких транспортных оружий, в США – порядка 160 тысяч.
Всемирный бум электромобилей начнется после 2020 года
“Многое сообщает в пользу того, что Китай и дальше останется, причем с большим отрывом, лидером в районы электромобильности”. Таков ключевой вывод опубликованного 24 января изыскания Центра автомобильного менеджмента (CAM) в немецком Бергиш-Гладбахе, из которого взяты приведенные цифры (по иным источникам, продажи в КНР составили полмиллиона). Исследование подготовил коллектив авторов во главе с главой центра профессором Штефаном Брацелем (Stefan Bratzel).
Китайский автопром наращивает производство бюджетных электромобилей
В ближайшие несколько лет, по мнению немецких экспертов, число электромобилей на большинстве иных рынков будет расти лишь медленно. Однако “в условиях внедрения технических инноваций и изменения политических рамочных условий вытекает, начиная 2020-х годов, ожидать стремительного всемирного роста электромобильности”. Это, предупреждают ученые, может повергнуть к кардинальным изменениям в цепочках создания добавленной стоимости и в расстановке сил в всемирный автомобильной промышленности.
Серьезно усилить свои позиции может автопром Китая, ведь уже сейчас безотносительное большинство продаваемых на рынке КНР электромобилей – это продукция китайских компаний. В изысканье указывается, что мощный толчок этим фирмам может дать обсуждаемая сейчас в Пекине система квот. Правительство собирается уже с 2018 года обязать всех трудящихся в Китае автопроизводителей выпускать как минимум 8 процентов электромобилей – или платить штрафы.
Пекин желает потеснить иностранцев с помощью системы квот
Такое решение открыто пойдет на пользу тем отечественным производителям в КНР, которые решили не конкурировать с зарубежными концернами на том поле, на каком те традиционно сильны – автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), а сосредоточились на принципиально новоиспеченном направлении – автомобили с электромоторами. Не случайно большинство зарегистрированных в Китае электромобилей, на что указывается в изысканье CAM, работают только на электричестве, а не являются гибридами, сочетающими электромотор и ДВС.
В то же пора система квот может стать серьезной проблемой для работающих в Китае иноземных автопроизводителей, особенно для тех, кто пока мало занимался разработкой электромобилей. Для крупнейшего на китайском базаре зарубежного автостроителя, Volkswagen, новая система стала бы “вызовом”, сознался в середине января глава китайского подразделения немецкого концерна Йохем Хайцман (Jochem Heizmann). Ведь до сих пор группа Volkswagen на территории Китая электромобилей вообще не изготавливала.
Свою самую успешную модель Golf концерн Volkswagen “электрифицировал” еще в 2014 году
Но в самой Германии концерн уже несколько лет занимается электромобильностью, а в 2016 году провозгласил ее магистральным курсом своего развития и объявил о намерении стать крупнейшим в мире производителей электромобилей. Так что конкретных разработок немало, а потому группа Volkswagen запланировала до 2020 года наладить на своих предприятиях в Китае выпуск 15 моделей с альтернативными двигателями. Начин этой широкомасштабной экспансии будет положено уже в 2017 году: Audi со своим здешним партнером FAW начнет выпускать модель A6 с гибридным мотором.
О производстве электромобилей в Китае задумался и Daimler, какой в ближайшие десять лет намерен под новым брендом Mercedes EQ разработать для глобального базара 10 моделей с гибридными или электрическими моторами. Серийный выпуск первой из них должен завязаться в Германии еще до 2020 года. Какие модели и с какими партнерами будут изготавливаться в Китае, пока не четко.
Немецкий рынок занимает 4-е место и пробуксовывает
Но первый опыт у немецкого концерна уже кушать: с 2014 года он совместно с китайской компанией BYD выпускает малыми партиями лимузин с электромотором Denza. Он целиком разработан в Китае и продается примерно за 60 тысяч евро. Отвечающий за китайский базар член правления Daimler Хубертус Троска (Hubertus Troska) не колеблется: “Китай будет лидером электромобильности”.
Электромобиль Renault Zoe популярен во всей Европе, в том числе в Великобритании
Тем порой в самой Германии спрос на электромобили по-прежнему низкий. По данным изыскания CAM, в прошлом году в Норвегии было зарегистрировано 45 тысяч новоиспеченных легковых и коммерческих машин, использующих электрические двигатели, в Великобритании 37 тысяч, во Франции 29 тысяч, в Германии 25 тысяч. Таким манером, крупнейший автомобильный рынок Европы занимает лишь четвертое пункт по объемам продаж электромобилей.
И это несмотря на то, что с июля 2016 года правительство ФРГ совместно с автостроителями платит каждому покупателю премию: 4 тысячи евро за незапятнанный электромобиль и 3 тысячи за гибрид. Программа субсидирования рассчитана как минимум на 300 тысяч автомашин. Однако до 1 января 2017 года поступили, по официальным данным, итого лишь 9023 заявки, причем примерно поровну от физических и юридических лиц.
Renault-Nissan лидирует в Германии и Европе
Но если исследовательский середина CAM значительного увеличения продаж в Германии в этом году не ждет, то Райнхард Цирпель (Reinhard Zirpel), глава немецкого Альянса международных производителей автотранспортных средств (VDIK), исходит из того, что “базар электромобилей вырастет в 2017 году на 50 процентов”. Полон оптимистичности и глава германского филиала французской компании Renault Уве Хохгешурц (Uwe Hochgeschurtz): “Я твердо убежден в том, что прорыв в районы электромобильности в Германии уже произошел”.
При этом он указывает на результаты своей фирмы в 2016 году. Торговли марки Renault выросли на 56,6 процента и составили 3900 электромобилей, модель Renault Zoe сделалась самой популярной в Германии легковой машиной с чисто электрическим двигателем, часть французской компании в данном сегменте немецкого рынка достигла 27 процентов, что гарантировало ей “бесспорное первое место”.
Вышедший на рынок в 2013 году компактный лимузин Renault Zoe по итогам 2016 года притязает на лидерство среди чистых электромобилей не только на немецком рынке, но и во всей Европе. Сообразно пресс-релизу компании от 17 января, продажи этой модели вытянулись в прошлом году на 16 процентов до 21 700 единиц. А Kangoo Z.E. приобрел 3901 клиент, что превратило его в самый востребованный на континенте коммерческий автомашина на электрической тяге.
Таким образом, сбыт электромобилей Renault возрос в Европе на 11 процентов и достиг 25 600 машин (без малютки Twizy). К тому же модель Leaf, по этим компании Nissan, остается самым продаваемым электромобилем в мире. Так что французско-японская группа Renault-Nissan в 2016 году приметно упрочила свои позиции в области электромобильности – и в 2017 году открыто попытается развить успех, о чем свидетельствует начавшаяся в немецких СМИ широкомасштабная рекламная кампания.
Глядите также: