С покрышками Nokian у меня давным-давно сложились крепкие, хоть и «холодные» отношения. Однако не стоит разыскивать здесь негатив – в первую очередь я хочу подчеркнуть то, что мой опыт общения с финской резиной носит необыкновенно зимний характер. Думаю, не стоит лишний раз говорить о том, что именно компания Nokian Tyres достигла вышин в области разработки шин для суровых скандинавских условий, а покрышки легендарной линейки Hakkapeliitta многие находят лучшим выбором для русских зим.
Откатав не один сезон на фрикционных зимних «Хаккапелииттах» различных поколений, я решил, что летние шины Nokian окажутся как минимум не хуже колес от иных именитых производителей – тем более что финны постоянно работают над улучшением потребительских качеств покрышек для теплых преходящ года. К тому же, откровенно говоря, у меня уже был опыт езды на летних Nokian Hakka Blue во пора презентации этой модели в Санкт-Петербурге несколько лет назад – тогда эта модель лишь готовилась к тому, чтобы выйти на рынок. Помню, меня весьма впечатлило поведение автомашины, обутого в финские покрышки, на мокрой дороге: хэтчбек Citroen C4 четко содержал траекторию на изрядно увлажненном асфальте, не выказывая позывов к скольжениям.
Канавки Silent Groove призваны не лишь снизить уровень шума, но и увеличить площадь обтекания воздухом, за счет чего снижается нагрев шины
Заглянув в «Искусник подбора шин» на фирменном сайте www.nokiantyres.ru и отметив необходимые параметры – 205/50 R16 – я заметил, что у меня есть выбор из двух моделей: Hakka Black и Hakka Blue. Что предпочесть? «Черноволосая» явно сделана с прицелом на спортивную езду. Неплохо, но быстрая езда на московских путях невозможна в принципе – небезопасно и очень дорого! Да и за городом особо не погоняешь: по-настоящему увлекательных трасс с обильными поворотами в Подмосковье мне не попадалось. Трек-дни в Мячково или на Moscow Raceway? Опять не мой случай – десятилетний Opel Astra с овощным 1,6-литровым мотором на роль спорткара не подходит.
А как насчет Hakka Blue? Финны обещают хорошее сцепление и рослый уровень безопасности на мокрой дороге – и, вероятно, не обманывают: по крайней мере, до сих пор рекламные слова не расходились с реальными впечатлениями. Что еще – в комфорт, экологичность и существенная экономия с лета до озари? Было бы неплохо. Собственно, сэкономить можно уже в момент покупки: изучив стоимости в интернет-магазинах столицы, я обнаружил, что «голубая» Hakka ощутимо дешевле «черноволосой» – разница составила порядка 500 рублей с колеса. На сферы – экономия почти в две тысячи. Чего тут думать?
Всасывающая ламель Dry Touch эффективно отводит влагу из пятна контакта, направляя ее в основные канавки протектора. В силу того, что эта ламель в своем основании размашистее, вместимость канавок протектора по мере износа не уменьшается, а растет
Но вяще всего меня порадовала бессрочная расширенная гарантия, согласно какой компания производитель обязуется отремонтировать поврежденные шины в случае непреднамеренного повреждения – или же вовсе заменить их на новоиспеченные, ежели ремонт невозможен. Разумеется, эти обязательства Nokian Tyres готова тащить не пожизненно, а на протяжении года. Однако и это приличный срок!
В общем, комплект колес мне обошелся в 23 520 рублей – то кушать по 5880 руб. за колесо. Я решил, что имеет смысл брать колеса в фирменном середине Vianor. Можно было бы найти и чуть дешевле, однако мне удалось сэкономить, переплатив: на момент покупки работала акция, в рамках которой шиномонтаж и сезонное хранение шин мне полагалось даром. Хорошее предложение – перебортировать и отбалансировать комплект 16-дюймовых колес в Москве стоит распорядка полутора тысяч, причем не в авторизованном центре, а в какой-нибудь захолустной шарашке.
Резиновая смешение, из которой выполнен протектор шины, представляет собой сочетание силики и соснового масла – подобный тщательно подобранный состав улучшает сцепление с мокрой дорогой при низеньких температурах
Первые впечатления оказались позитивными. «Астра» словно сделалась немного моложе: немного снизился уровень шума, а мелкие неровности автомашина стал проходить немного мягче – и это несмотря на то, что посадочный размер дисков возрос на дюйм, а профиль стал чуть ниже. Здесь, впрочем, я готов сделать исправление на то, что старые шины с возрастом могли задубеть, поэтому и разница очутилась хорошо заметной.
Я, в принципе, ожидал, что плавность хода станет лучше, однако степень шума мог бы быть и ниже – особенно если принять во внимание тот факт, что финские инженеры отдали снижению шума немало времени в ходе разработки Hakka Blue, внедрив технологию Silent Groove – так они наименовали полукруглые углубления на поверхности продольных канавок, которые призваны оптимизировать степень шума, возникающего во время движения. Честно говоря, мне доводилось ездить и на немного шумной резине.
Зато способность цепляться за мокрый асфальт у финских шин едва-едва ли не выдающаяся! Езда по лужам – вот конек Hakka Blue. Понятно, что сцепление на влажных покрытиях на любых шинах будет ниже, чем на сухой пути, и тем не менее: до определенного момента обутая в «Хакку» Astra меняет траекторию столь уверенно, будто под колесами великая сухота – и лишь исчерпав запас сцепления машина мягко переходит в скольжение, позволяя исправить ситуацию, чистоплотно орудуя газом и корректируя направление движения рулем.
Расположенные на центральном ребре цифры – это индикатор износа (Driving Safety Indicator), какой показывает остаточную глубину протектора в миллиметрах: цифры стираются по мере износа шины. Когда исчезает капля, то шина перестает быть неопасной на мокрой дороге
Порог наступления аквапланирования также изрядно сместился – сейчас колеса всплывают на более высокой скорости. Я специально проверял способности шин, с ходу влетая в очевидно бездонные лужи; и с удовлетворением отметил, что «Астра» дольше держится колесами за путь, нежели раньше. Хорошая новость! Да и тормозит машина на мокром покрытии вполне эффективно. В всеобщем, водные процедуры, на мой взгляд, оказались финским шинам по зубам.
На сухом асфальте Hakka Blue также ведет себя неплохо, хотя каких-либо выдающихся качеств я не отметил – просто очень достойный держак. А еще понравилось, что резина утилитарны не теряет своей хваткости в условиях низких температур. Когда весной по ночам случались заморозки, отстоявшие всю ночь на холоде шины Nokian сохраняли летнюю эластичность. Вот что значит нордовый характер!
За несколько месяцев с момента сезонной переобувки я намотал на одометр «Астры» несколько тысяч километров, и вот что мне кинулось в глаза: индикатор износа, нанесенный на протектор в виде «миллиметровых» цифр, уже почти утратил «восьмерку». А ведь спереди еще большая половина лета! Если так пойдет и дальше, то за сезон шины сотрутся почти на треть. Меж тем в целой мере противостоять аквапланированию Hakka Blue могут до тех пор, пока размеры протектора превышает 4 мм, которые я такими темпами пройду уже следующим летом. К слову, зимние «липучки» Nokian Hakkapeliitta R, какие когда-то стояли на моей машине, тоже изнашивались довольно деятельно. Так или иначе, но износостойкость вряд ли можно считать сильной стороной финских шин.
А в прочем, что и говорить, финны сотворили отличный продукт для своего северного лета. И для наших условий – тоже.