Моё знакомство с LadaXrayпрошло в зимних условиях – в январе 2015 года я утюжил серпантины близ Алой Поляны. Именно тогда и возник главный вопрос к тольяттинским инженерам: отчего же не предусмотрена кнопка отключения системы стабилизации? Вспоминаю, что далеко не все коллеги-журналисты (с водительским навыком существенно рослее среднего) смогли без посторонней помощи подняться по укатанным, местами до льда, горным путям. Затруднения испытывали и те, кто ехал на версии с тяговитым мотором 1.8 – поначалу его агрегатировали лишь с автоматической коробкой АМТ, и те, кто выбрал для теста 1,6-литровый мотор на «механике».
Вскоре – с половины февраля, Xray начали отгружать дилерам, и вот уже пошли отзывы недовольных покупателей: дайте кнопку отключения ESP! В самом деле, клиренс у машины большенный (почти 200 мм), «геометрия» – прекрасная, даром что при запуске её позиционировали как «городской хэтчбек», так чего ж изумляться, что народ полез в грязь. Проблема деактивации системы стабилизации приобрела такую остроту, что менеджеры не лишь решили сделать долгожданную функцию базовой, но и пошли на беспрецедентные (и не лишь для АвтоВАЗа) меры. В скором времени вооружиться заветной кнопкой смогут и обладатели тех Xray, где отключить ESPможно было только изъятием из конструкции автомашины соответствующего предохранителя. Дилерам уже выслали предписания и инструкции: по запросу можно будет получить сжигают проводов, инструкцию по его установке, саму кнопку и лицевую панель консоли, на какой кнопку ставят. (Хотя прежде и была предусмотрена технологическая заглушкапод кнопку, панель придётся менять.) Сейчас на АвтоВАЗе определяют стоимость доработки, и в ближайшее время владельцы Xray получат уведомление о возможности установки новоиспеченной опции.
Автоматическую коробку АМТ так легко поменять на желанную «механику», разумеется, не получится. В отличие от современных гидромеханических «автоматов», АМТ требует навыка:водителю, как минимум, необходимо научиться правильно оперировать педалью газа: коробка прекрасно переключается под сброс, при деятельной езде управляющая силовым агрегатом электроника держит двигатель в поясу средних оборотов, а в ручном режиме водителю дозволяется куда вяще, чем на Priora, где АМТ дебютировала (и куда её уже не устанавливают), и на Vesta. Между тем, полностью реализовать возможности 1,8-литрового мотора, особенно на бездорожье, АМТ не позволяет. И поскольку сегмент лоукост, в каком играет Lada, не слишком требователен к «автоматам», менеджеры АвтоВАЗа прогнозируют всплеск торговель Xray с запуском ручной версии 1.8.
К «топовому» мотору стыкуют французскую коробку JR5 – её же версия шагает в пару к вазовскому 1,6-литровому21129. И если на Vesta её недавно всё-таки «импортзаместили», причём, по ровному указанию президента АвтоВАЗа Николя Мора, то «Иксрею» такая замена не угрожает. Во-первых, французская КП рассчитана на «входной» момент в 200 Нм, которых легковесно достичь на бездорожье, перегрузив трансмиссию (у 1,8-литрового мотора максимальный момент 170 Нм), а вазовские коробки существенно немощнее.Во-вторых, французы предлагают широкий выбор рядов передаточных чиселдля этой КП – необходимо только выбрать, в то время, как для наших коробок ряды под новый мотор необходимо проектировать, готовить оснастку, налаживать производство и т.п.В этом смысле «механика», для какой редуктор приходит из Франции, в краткосрочной перспективе совершенно точно недороже, тем более, что JR5 локализована на АвтоВАЗе по сборке.
Между тем, выбором новоиспеченных рядов (заменены главная передача и пятая) дело не ограничилось – пришлось увеличивать диаметр сцепления с 200 мм до 215. Как показали тестовые заезды, это не заключительная «итерация», если, конечно, потенциал к увеличению площади накладок ведомого диска ещё есть.Один из серпантинных отрезков маршрута пролегал по безлюдному Жигулёвскому заповеднику, куда нас запустили по спецпропускам – мы ведали, что навстречу никто не поедет, так что можно было не перестраховываться по динамике, и использовать всю ширину серпантинной пути. С погодой повезло, и около семи километровя проехал по целине из свежего, пушистого, лишь что выпавшего сухого снега глубиной сантиметров 10-15, стараясь держаться колеи, проторенной предыдущей машиной.Систему стабилизации отключил, почти не буксовал, ехал преимущественно на третьей, в заворотах снижаясь до первой. На прямых разгонялся до 60 км/ч, и попутно выяснил, что при достижении этого рубежа ESPавтоматически подключается, о чём свидетельствовали и гаснувшая кнопка деактивации ESP на приборном щитке, и менявшийся нрав поведения Xray. Короче говоря, режим езды был, мягко сообщая,щадящим, однако характерный запах палёного сцепления я почувствовал на промежуточной остановке, а в крышке отрезка ещё раз зафиксировал его, хотя несколько сбавил обороты.
Механизм переключения коробки не спрашивает избыточных усилий, избирательность – выше среднего, с чёткостью включения передачи проблем нет. Чтобы немало мощный мотор не съедал драгоценные литры бензина на высоких скоростях, основную пару ожидаемо уменьшили(до 4,2), а вот число первой ступени можно было бы повысить по примеру того, как это в своё время сделали на RenaultDuster.Тот «француз» бил по ChevroletNiva (и небезуспешно), потому инженеры выбирали такое число первой передачи,которое частично смогло бы заменить понижающую ступень в раздаточной коробке Niva. В случае с Xrayнет нужды ставить совсем уж «ползучую» 1-ю передачу, однако часть потребителей, получив возможность отключить ESP, первым делом начнёт эксплуатировать LadaXray 1.8 в полях, и, спозаранку или поздно, маркетологи зафиксируют очередной всплеск народного недовольства.
Ещё одно нововведение, появившееся с «ручной» модификацией – 17-дюймовые колёса. Олег Груненков, директор проекта Xray, сознался, что инженеры начали присматриваться к этому диаметру опять же по указке покупателей – мол, с такими дисками машина выглядит гармоничнее. Однако инженерам пришлось изрядно поломать башку, чтобы не увеличить подрессоренную массу: само колесо вышло тяжче 16-дюймового, но шина (205/50 R 17)легче, поэтому удалось даже выиграть несколько граммов. Шины новоиспеченного типоразмера не сильно ухудшают плавность хода: в своё время вазовские конструкторы внедрили внутренний стандарт, по какому высота профиля шины как раз из «комфортных» соображений не должна быть немного 100 мм – на новых колёсах профиль на 2 мм выше. Стыки, трещины, выбоины в асфальте новоиспеченная Xrayс 17-дюймовыми проходит плавно (многое берёт подвеска), утилитарны не передавая усилия на кузов, кроме того, машина стала не лишь ощутимо устойчивее, но и меньше реагирует на колейность.
Ещё одинешенек интересный момент, связанный с появлением новых колёс. Внешний диаметршины очутился несколько большим – при маневрировании с полным вывертом руля она задевала за пластиковые подкрылки. Инженеры поставили вместо них фетровые (такие же, как и в задних арках), попутно добившись и улучшения шумоизоляции: и фонит спереди меньше, и стук камешков, вылетающих из-под колёс, уже не так нервирует слух.
Само собой, впереди у Xray ещё не одно обновление, и в этом резоне отрадно, чтовладельцы тольяттинского кроссовера не просто проявили высокую «грязевую активность», но и дали возвратную связь. Инженеры АвтоВАЗа сейчас как никогда нуждаются в обратных сигналах, ведь в перспективном плане стоит и компактный кроссовер, какой по логике уже при запуске на рынок должен предлагать полноприводное исполнение, и, что немаловажно, новоиспеченное поколение Lada 4×4, часть покупателей которой Xray уже оттянул. Впрочем, даже полноприводный Xray не заменит в полях Lada 4×4. Ни нынешнюю, ни грядущую.