В горном Тироле вообще и на затворённой с ноября по июнь «секретной дороге» через перевал Пассо ромбо, как итальянцы именуют Тиммельсйох, уже не встретишь бедных пастухов и странствующих торговцев. Все они давно пооткрывали рестораны и отели, где кормят и обучают кататься на лыжах богатых любителей не слишком экстремального передышки со всего света. И, разумеется, пересели на автомобили. Автомобили же эти, что характерно, с любым годом становятся все дороже, роскошнее, все дальше они от тех вездеходов, которым, представлялось бы, на роду написано работать на горных альпийских дорогах. Самый свежий образец – Mercedes-Benz с внутризаводским именем Серия 213 All-Terrain.
При взгляде на его свирепую морду может показаться, что перед вами натуральный покоритель бездорожья. Позаимствованная у больших мерседесовских кроссоверов решетка радиатора с двумя размашистыми перфорированными планками и некий намек на «кенгурин» в виде внушительного серебристого декора пластикового бампера сообщают сами за себя. Большие, минимум 19-дюймовые колеса, черная защита арок и порогов, серебристый псевдодиффузор, подчеркивающий корму, и речистые шильдики 4matic дополняют картину. Полный привод, увеличенный на 29 мм по сравнению с обыкновенным Е-Классом клиренс, трехкамерная пневматическая подвеска, которая умеет поднимать машину над землей на 35 мм… Словом, в Штутгарте соорудили еще одну весьма способную вне асфальта машину, так?
А вот и нет! Разумеется, выглядит «Олл-Террейн», что переводится с английского как «любая поверхность», а проще сообщая, «вездеход», на редкость эффектно, даже щегольски. Однако стоит помнить, что черноволосый пластик не только защищает пороги, но и зрительно увеличивает дорожный просвет, какой в рабочем состоянии насчитывает всего 136 мм. На шоссе, при скоростях рослее 125 км/ч клиренс All-Terrain уменьшается до 121 мм, и только при включенном внедорожном порядке и если машина движется не быстрее 35 км/ч, увеличивается до 156 мм. Это на 4 мм меньше, чем у «Гранты»! А база-то у Е-Classe длиннющая, да и задний свес – ого-го. Так что всерьез сообщать о геометрической проходимости не приходится.
«Разумеется, All-Terrain не может похвастать вездеходными возможностями наших внедорожников, – сознался Михаэль Кельц, разработчик Е-Класса, под руководством которого спроектирован и «Олл-Террейн». – Это невозможно при таких углах въезда и съезда и долгих свесах. Тем не менее испытания показали, что периодически на нем можно съезжать в лес или поле, передвигаться по снегу или песку в любое пора года». Вот и я не ограничился теорией и проверил немецкого франта практикой на довольно-таки скверной (без экстрима, разумеется) лесной пути. На широченном дисплее я мог наблюдать увлекательную картинку All-Terrain transmission mode: компьютер демонстрировал мне угол поворота колес, клиренс, степень нажатия педали газа или тормоза и стрелку компаса. Истина, если вы начнете пялиться в экран вместо того, чтобы глядеть на дорогу, далеко вы не уедете… Как бы то ни было, с испытанием All-Terrain справился, лишь раз глухо царапнув брюхом о бугор, и еще раз заставил меня напрячься, когда ткнулся в заостренную каменюку низкопрофильной шиной. Пронесло, но ясно, что гонять такого щеголя по лесу обойдется себе дорогостоящей.
Зато на скользких, мокрых, покрытых тостым слоем льда или снега, но сравнительно ровных альпийских дорогах новый «Мерседес-Бенц» вел себя выше всяких похвал. Верно держал прямую, повороты проходил как по рельсам, провоцируя меня все увеличивать скорость, споро разгонялся и эффективно тормозил. Причем особо удивил мотор. Нипочем не произнесёшь, что дизель со скромным обозначением 220d может ехать так солидно. Все дело в том, что это вовсе не тот 220d, какой устанавливали до сих пор на седанах и универсалах Е-Класса. Рабочий объем турбо-«четверки» ОМ654 на 193 см3 меньше, чем у ОМ651, а мощность на 24 л.с. вяще – при том же, правда, крутящем моменте – благодаря турбине с изменяемой геометрией и повышенному до 2050 бар давлению впрыска. Понятное дело, что 654-й экономичнее (на 0,3 литра на сотню в посредственном) и экологичнее – без «зеленой приправы» нынче вещь не продашь.
Конечно, динамику Е220d All-Terrain не назовешь выступающей – он не рвет с места, срывая асфальт. Так что на двухполосных горных дорогах необходимо быть осмотрительным при обгонах: 194-сильный мотор не сразу кидает 2-тонную машину вперед, а набирает ход плавно и неуклонно. Впрочем, при сравнении Е220d All-Terrain с машиной, оснащенной совершенно новым (настолько, что его еще не поставили на конвейер, и шильдиков 350d на нашей машине не открылось) 6-цилиндровым дизельным мотором, оказалось, что 350-й тоже не то чтобы пламя. Кроме того, водитель волен выбирать любой из пяти порядков настроек двигателя, трансмиссии, ESP, подвески и рулевого управления Dynamic Select – если наскучит «комфортабельный», взбодрить машину «спортивным», успокоить «экономичным» или поиграться с «индивидуальным». А особый «внедорожный» перекочевал на Е-Класс с кроссовера GLE.
Разумеется, выглядит «Олл-Террейн», а проще говоря, «вездеход», на редкость эффектно, даже щегольски
Как и 9-ступенчатый «машина» 9G-Tronic, пневматическая подвеска и полноприводная трансмиссия – только мозги 4matic перепрошиты для колес повышенного диаметра. Вся эта высокотехнологичная начинка и обеспечивает автомобилю ровную, солидную динамику, примечательную плавность хода и надежную управляемость на любом покрытии. Создавая великолепную базу, на какой бережно и тщательно выстроена традиционная мерседесовская надстройка комфорта, возведенного в степень непогрешимости.
В просторном салоне Е-Класса с размашистыми и высокими дверными проемами четверо путешественников будут чувствовать себя как у Христа за пазухой – позади по ширине и пятый мог бы поместиться, если бы не высокий и широкий (17 на 20 см) тоннель на полу. Великолепная отделка (особо меня впечатлил матовый черноволосый ясень – хай класс!) радует безупречным вкусом и точным сочетанием качественных на вид и на ощупь материалов. Выверенную эргономику, пожалуй, лишь подчеркивает ее единственный изъян – традиционно перегруженный левый подрулевой переключатель, какой смотрится скорее капризом художника, чем недостатком. Каждая деталь тут продумана, выполнена с великим тщанием и вниманием к пассажирам. Сзади собственный климат-контроль, а регулируют интенсивность вентиляции такие же симпатичные крутилки-наперсточки, как спереди. В бездонных дверных карманах уместится немалая бутыль, ручки над дверями укутаны ювелирной кожей, в них предусмотрены индивидуальный фонарик и крючок. Над головой обитателей дивана при присутствии люка в крыше остается 8 см пространства, а перед коленями не менее 6 см – проверено на себе, а росту во мне, как-никак, 185 см. Даже багажник – размашистый и длинный, разве что не слишком глубокий – благодаря блестящей металлической защите порога и мягкой обивке выглядит солидно и состоятельно: одна только шторка, которая автоматически уезжает с глаз долой, когда обнаруживаешь кормовую дверь, чего стоит. И венчает все это великолепие совершенно потрясающая тишь в салоне – порой даже кажется, что ты по ошибке оказался за рулем какого-то новомодного электрокара или, извини господи, гибрида. Но нет, стоит порезче нажать педаль газа, и откуда-то издали доносится не сам даже голос турбодизеля, а словно бы напоминание об этом голосе. Из этой машины страстность как не хочется выходить! Так бы и ехал по альпийским дорогам сотню за сотней, день за днем.
Но… Вечно, увы, найдется это каверзное «но». В данном случае, несмотря на все достоинства всепогодного и самого универсального, как ратифицируют его создатели, за всю его историю Е-Класса, очень сомневаюсь, что в России мы увидим немало таких машин. Ведь по цене, которую объявят ближе к весне, Mercedes-Benz Е220d All-Terrain наверняка будет конкурировать с большими кроссоверами марки. А покажите мне такого оригинала, который приобретёт «сарай», как в нашей стране называют универсалы, пусть даже наилучший в мире, вместо вседорожника. Альпы – совсем другое дело, там обладатель такой машины будет чувствовать себя на высоте.