Собственно сообщая, я планировал ехать на Lada Vesta в Мурманск, и отчасти из-за этого взял на тест версию с ручной коробкой. Дело не в том, что я не был уверен в морозоустойчивости исполнительных механизмов для «машины», поступающих на АвтоВАЗ из тепличного Свиного Брода (Швайнфурта) с завода ZF, но у моих коллег уже была на дланях автоматическая Vesta АМТ, и они жаловались: «дергает сильнее, чем на Priora».
Между тем, в 2014 году Priora была покинута на конвейере только с тем, чтобы к моменту запуска Vesta устранить по коробке все недочеты: уже тогда было четко, что 4-ступенчатая японская гидромеханика от Jatco, установленная на Kalina и Granta, у россиян поддержки не отыскала. Однако и «автомат» AMT с одним сцеплением, с которым «Приору» до запуска в производство чувствовали и на треке в Нардо, и на альпийской Гроссглокнерштрассе, и в Риме, где катали пробочные порядки, народ не принял. На версию Priora AMT в 2015 году пришлось чуть немного 8% продаж! К слову, мне Priora AMTв свое время весьма даже понравилась.
Lada Vesta поступила в продажу в третьей декаде ноября и до крышки месяца дилерам отгрузили почти все произведенные к тому времени автомашины – 1748 шт. А вот в декабре ушло только 1037 машин. Интересно, что просадку дали собственно автоматические версии. Так, в ноябре было продано 872 «механики» и 875 «машин», в декабре 958 «механик» и только 79 «автоматов».
Итак, я взял Lada Vesta на тест-драйв с твердым намерением отмахать на вытекающий день полдороги от Москвы до Мурманска. И какое счастье, что 31 декабря 2015 года выпало у меня разъездным – по бесснежной столице я намотал около сотни километров и постиг, что ни за какие коврижки в дальний путь на «Весте» не пущусь. Бесспорно, наши инженеры мощно продвинулись с новинкой, но единственный иномарочный автомобиль, с которым Vesta управится без проблем, – Dutsun on-DO, то есть, перелицованная и улучшенная Lada Granta.
Начнем по распорядку. Передние стойки с разъемом декоративной части – очевидный технологический изъян, достойный отдельной заметки. Крепежные винты, головки каких видны на внутренней стороне козырька щитка приборов, гайка, приваренная к каркасу сиденья у стыка подушки и спинки, где обивка прилегает неплотно, обнажая сварной шов рослых тольяттинских технологий. Подлокотник водительского кресла, доступный только с комплектации Luxe (от 609 тыс. руб.) или как аксессуар у дилеров – моя же тестовая Vesta была в базовой комплектации Classic, пакетированной комплектом с красноречивым названием Start. А багажник, крышка которого не подпрыгивает при дистанционном воздействии сквозь кнопку?
С удивлением обнаруживаю в чемоданном отсеке пружину от «десятки», отвечающую за открывание покрышки после того, как ее освободит замок. Конец пружины может быть закреплен на кузове в одной из четырех прорезей – на моем тестовом образчике была выбрана прорезь №3 (вторая от хвоста). Надо полагать, логика разработчиков такова: если тебе, товарищ покупатель, не охота пачкать руки о грязную крышку, ты пружинку-то на другую прорезь и переставь – возьми, как говорится, пассатижи и… Припомнились слова начальника отдела по доводке трансмиссий Владимира Петунина («папа» коробки АМТ, с подачи которого Андерсон дал отмашку на серийное производство собственных «машин»): «Мы постоянно забываем, что АвтоВАЗ выпускает продукцию в сегменте лоукост». Все так, многоуважаемый Владимир, только наш народ, не знакомый с маркетинговой терминологией, употребляет в таком случае совершенно иные выражения. Кстати, может быть, отдел доводки трансмиссий АвтоВАЗа займется багажной пружиной? Все-таки не абы какая пружина, а приводная…
Но видимо у нас в крови невнимательность к мелочам. Неужели 2-ступенчатый обогрев сидений повысил бы стоимость машины на 100 тыс. рублей? Буквально за полминуты кресла раскаляются так мощно, что сидеть уже невозможно, но и убавить жар нельзя – только отключить. При этом салон вообще не прогревается целиком, по крайней мере, если на улице -15оС: стрелка температуры ОЖ не доходит до вожделенных 90 градусов. Тоже лоукост? Тоже нестись в запчасти и покупать «поздний» датчик и менять самому?
А вот обогрев фронтального стекла работает крайне неэффективно – такое ощущение, что на проволочки, во массе пронизывающие его, напряжение вовсе не подается. Скребком быстрее. Интересно, что на щитке управления «погодой» отсутствует отдельная кнопка под эту функцию. Желаешь прогреть стекло? Пожалуйста, но только вместе с обдувом. Полезно, особенно летом. Тут уж вспоминается Шварц, с его ироничным: «Дачники и существуют в тыкве и питаются ею»… А знаете, по какой причине нет отдельной кнопки? Потому что клавиши невозможно использовать совместно: при выборе второй отключается примененная ранее. Для одновременного обдува пояса ног и зоны головы инженеры завели свою клавишу, а для нагрева стекла попросту не хватило кнопки…
Впрочем, есть и достижения. К примеру, я никак не ожидал от АвтоВАЗа такого комфортного кресла, с каким я мгновенно подобрал «вертикальную» посадку. Отсутствие продольной регулировки чуть наклоненного вперед подголовника никаких неудобств не влечет – башка не болтается без опоры. Приятно удивил и 2-ступенчатый поясничный подпор с сравнительно широким диапазоном, и центральные секции подушки и спинки с хорошим, плотным наполнителем. А вот секции боковой поддержки подкачали – такое ощущение, что у них внутри какой-то рыхлый поролон, в всеобщем, за сиденье – четверка с плюсом.
Не раздражает и мягкая молочная подсветка приборов, и зубчики шкал не замусоривают пространство, и числовые смыслы, на которые указывают стрелки, считываются легко. Но вот досада, при правильной рослой посадке козырек закрывает верхнюю часть всех трех циферблатов, размещенных на дне «колодцев» – доводится опускать кресло.
Чтобы выполнить производственный план на 2016 год (по частным данным он составляет 60 тыс. машин), в Ижевске должны изготавливать по 5 тыс. экземпляров Lada Vesta в месяц. Очевидно, что при темпах ноября-декабря 2015 года сделать это не удасться.
Но все это в всеобщем, мелочи, с которыми можно было бы и смириться. Не поехал я в Мурманск на Vesta по вытекающим причинам. Во-первых, «вазовская» новинка могла бы с успехом выступать в конкурсе шумовых оркестров. Тут и пожарная трель сигнализации о не выключенном свете, и назойливый лозунг к повышению передачи, и гудение редуктора КП, похожее на обреченный стон притесняемого Бу Андерсоном тольяттинского пролетария, и какой-то явно непредусмотренный заводом-изготовителем треск, возникающий при маневрировании с целым вывертом руля. Во-вторых, как и все предполагаемые конкуренты (VW Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio) Vesta одарена слабой шумоизоляцией, но у Lada она хуже, чем у перечисленных моделей. Неважно изолировано и подкапотное пространство, и пол с арками. У меня даже возникло ощущение, что Datsun on-DO шумит меньше… Наконец, по поведению на пути, характеру работы рулевого управления и подвески, механизму переключения коробки в обличье Vesta мы получили фактически ту же самую Granta. Особенно мощно мое разочарование по подвеске. Единичные дорожные препятствия преодолеваются с грохотом и передачей на кузов всей силы дорожного сопротивления. Не лучшим образом упругие элементы отрабатывают «мелочевку», а по плавности хода какой-либо не самый идеальный в компактном классе автомобиль вроде Citroen C4 седан, на каком я и отправился в дальний путь, по сравнению с «Вестой», ну, прямо S-klasse, причем не несложный, а «пульман»…
Единственное кардинальное улучшение относительно Granta: при экстренном торможении автомашина прекрасно держит прямую, не требуя корректировки рулем – за Granta этого не обитало. Последний раз я пробовал в таком режиме Granta liftback – сносило безбожно.
А вот еще из особенностей зимней эксплуатации Vesta: после мойки и последующей часовой поездки по городу я покинул машину на полчаса на улице (температура воздуха – минус 15оС). После этого колодки в задних тамбурах прихватило, и мне пришлось протащить машину по парковке метров 20, пока тормоза с грохотом не разблокировало. Тут же занялись лампочки ESP и ABS. Погасли они только после того, как я сел в машину не следующее утро. А если бы не погасли?..
Можно ли улучшить Vesta и как? Отдать ее японцам на доработку под Datsun? Не ведаю, но почему-то у меня есть уверенность, что машина, которую Андерсон возьмется мастерить «с нуля», наконец-то станет конкурентоспособной. Надеюсь, что ко времени постановки ее на конвейер швед все еще будет трудиться на АвтоВАЗе президентом.