Этимология латинского слова reversus предполагает движение в возвратную сторону. Реверс — это и оборотная сторона монеты в нумизматике, и гарантированное письменное обязательство в юриспруденции, и удар в теннисе и даже денежный заклад.
Сравнительно дорожного движения реверс — это возможность передвигаться по полосе и в одном и в противолежащем направлении. Дорога с реверсивным движением — понятие, которое для большинства автолюбителей известно только из ПДД.
На практике полноправных, со всеми знаками, светофорами и необходимой разметкой пути с реверсивным движением в России сейчас — это шоссе Энтузиастов и Волгоградский проспект в Москве. Планируемый еще с 2011 года ввод реверсивного движения на Ярославском шоссе обещают запустить с крышки ноября 2014 года. Опыт организации реверсивного движения кушать в Самаре и Екатеринбурге.
В большинстве случаев реверсивное движение используется преходяще, на период проведения дорожных работ.
Регулируется оно либо временно устанавливаемыми светофорами, либо сотрудниками ДПС, либо самими путевыми рабочими.
Что такое реверсивное движение
Необходимость введение реверсивной полосы на пути обусловлена повышенной интенсивностью движения, которое в различное время суток меняется с одного курсы на другое. Утром из спальных районов все едут на работу, по вечерам — домой. Выделение полосы для курсы с более интенсивным движением в данное время суток помогает избежать многочасовых пробок.
Видеоурок о реверсивном движении
Организация реверсивной полосы движения
Мнимая простота в организации этого способа передвижения по дороге в реальности спрашивает множества аналитических, организационных и иных проработок. Изучение дорожной обстановки позволяет выявить пункты максимального скопления автомобилей по времени суток. Это могут быть пути с односторонним движением, сужающиеся дороги, тоннели, места скопления неверно припаркованных автомобилей.
Согласно российским стандартам, для организации реверсивного движения необходимо:
- ввести дорожные знаки;
- нанести разметку;
- установить светофор.
Первостепенным для автомобилистов являются знаки основы и окончания реверсивного движения. Далее следуют светофор и разметка.
Путевые знаки
Белая вертикальная стрелка на синем фоне с двумя наконечниками вверх-вниз означает полосу с реверсивным движением. Такая же стрелка, перечеркнутая алой линией — окончание реверсивного движения. Белая горизонтальная стрелка с наконечниками вправо и влево означает выезд на полосу, где движение транспорта вероятно как в одном, так и в другом направлении. Этот знак устанавливается над перекрестком, где движение пересекает путь с реверсивным движением.
Специальные светофоры
Специальные светофоры, координирующие движение на реверсивных путях, бывают двух типов:
- Первый вариант светофора представляет собой двойной дисплей с переключающимся алым крестиком на зеленую стрелку. Красный запрещает выезд на полосу, травяной — разрешает движение.
- Второй состоит из трех составляющих, две из которых равнозначны предыдущему образу светофора, а третий — уводящая вниз вправо или влево желтая стрелка, означающая нужда подготовки к перестроению на полосе. Направление желтой стрелки лишь информирует о желательности перестроения, но не обязывает к нему.
Путевая разметка
Показателем того, какая именно из полос на магистралях является пунктом для реверсного движения, становится дорожная разметка. Она представляет собой двойную прерывающуюся черту, у которой разрыв линии в 3 раза короче, чем ее сплошная часть.
Сложность при таком движении заключена в вероятных заносах разметки зимой или просто ее заезженностью, когда невозможно установить границы полосы. Отсутствие разметки равнозначно отсутствию полос.
Пересекать двойную прерывистую черту при отключенных светофорах возможно лишь в том случае, если она расположена справа от водителя.
Сообразно правилам, при отсутствии светофора выезжать на полосу реверсивного движения запрещено.
Особенности движения
Как полоса повышенного риска вероятного ДТП, дорога с реверсивным передвижением требует внимательного соблюдения всех правил.
Перестроение на полосу с реверсивным движением вероятно в пределах видимости специального светофора, при его разрешающем сигнале. Смена сигнала на воспрещающий в момент движения по полосе означает максимально быстрое перестроение на свою полосу. При позволяющем сигнале покинуть реверсивную полосу допустимо по ситуации, в любой спокойный момент.
Выезд на реверсивную полосу при повороте налево возможен с любой попутной сторонки, но закончить маневр необходимо в крайней правой полосе.
Особенность перекрестков с начином реверсивного движения заключается в необходимости перестроения в крайнюю правую полосу и при завороте направо. Даже в случае поворота налево на перекрестке, где реверсивная полоса движения заканчивается с правой сторонки, и вы попадаете на дорогу с обычным движением, свое транспортное средство, сообразно существующим правилам, вы обязаны после завершения маневра расположить в крайнем правом линии. Именно это нарушение чаще всего фиксируется сотрудниками ДПС при выезде на путь с двусторонним движением.
Продолжать движение по реверсивной полосе дороги можно до знака об ее завершенье. Далее следует привычная езда по существующим правилам.
«За» и «против»
Такая, казалось бы, эффективная методика борьбы с пробками имеет как своих приверженцев, так и оппонентов. На Западе такие полосы появились еще в начале ХХ века. Это привычное явление для Австралии, Нордовой Америки и Европы.
Проведенные норвежскими аналитиками исследования показали, что вступление участков с реверсивным регулированием никак не влияет на количество дорожно-транспортных случаев.
Американцами подсчитано, что в денежном эквиваленте эффект от экономии времени для любого автомобилиста ежегодно составляет 329 000 $.
Украинский опыт введения реверсивных полос, где он деятельно используется в Киеве, вызывает массу дискуссий. Российская практика также демонстрирует повышение аварийности на дорогах с реверсивным движением. Эксперименты с московской Тверской улицей служат тому подтверждением. Это, скорее итого, связано с менталитетом водителей, их уровнем подготовки и национальными особенностями.
Изыскания, проведенные на самарских дорогах, показали, что в часы пик в зонах с реверсивным регулированием сокращение поре проезда сложного участка дороги составило 20-40%, а скорость возросла на 10 км/час. При этом общий поток автомобилей в обе стороны не увеличивается.
Основным критерием целесообразности вступления реверсивного движения считаются регулярные «маятниковые потоки», когда интенсивность движения потока в одну сторонку превышает количество машин во встречном направлении более чем на 500 ед./час. Непременным условием является наличие 3-х и более полос.
Очевидная необходимость вступления реверсивных полос требует от автовладельцев четкого соблюдения дорожных правил, понимания меры ответственности, дисциплины и самоконтроля.
Для однозначного дефиниции эффективности внедрения реверсивных полос в России необходимо изучить возможность снижения степени аварийности на таких участках, разработать ряд дисциплинирующих водителей мероприятий и оценить финансовую целесообразность вступления полос реверсивного движения.