С направлением на место президента АвтоВАЗа француза Николя Мора, иные эксперты российского рынока вдруг заговорили о скором снижении цен на автомобили Lada. Связывается это с возможностью переориентации АвтоВАЗа на отечественных поставщиков, что по логике надлежит дать увеличение степени локализации и, как следствие, уменьшить цену на автомашины Lada.
Однако следует напомнить, что по другим позициям увеличение локализации началось еще при Бу Андерсоне. К примеру, именно от шведского менеджера «Автомашины» узнали о готовящейся локализации производства и изготовлении на АвтоВАЗе головки французского 1,6-литрового мотора H4M – сборка самого двигателя локализована в Тольятти немало года назад. По ручным коробкам передач ситуация обратная – их сборка тоже локализована на АвтоВАЗе, но редуктор приходит из Франции. При вменяемом курсе рублевки импорт основной составляющей КП имел смысл, особенно в рамках оптимизации производства в масштабах альянса Renault-Nissan, какому и принадлежит АвтоВАЗ. С падением курса вроде бы правильнее было вернуть коробки в Россию, однако тот же Андерсон совсем верно отмечал, что нынешние вазовские КП после внедрения тросового привода механизма переключения ступеней и обновления самого механизма (четкость включения передач после этого существенно возросла) фактически исчерпали возможности к модернизации, и вкладывать ресурсы необходимо не в морально устаревший узел, а в разработку нового.
Будут ли привлечены в ближайшее время новые российские поставщики, пока не четко, ведь предыдущий президент АвтоВАЗа неоднократно жаловался (еще в бытность главой ГАЗа) на низкое качество их продукции. И он не одинок в этом. К примеру, генеральный директор GM-Avtovaz Джефри Гловер всегда сетовал на то же обстоятельство. Год назад Андерсон говорил: «Все что мы можем делать на АвтоВАЗе, мы забираем у поставщиков и возвращаем себе – они, мягко сообщая, недовольны. Сейчас у нас 709 российских поставщиков. 11 из этих 709 – это нехорошие поставщики. 5 из этих 11-ти – в Самарской области, 6 – из Ульяновской районы. Мы прессуем их каждый день». Может быть, нынешним экспертам лучше поразмыслить о том, как скажется увеличение доли российских поставщиков на качестве автомобилей?..
Вспомним, наконец, что именно отношения Бу Андерсона с поставщиками сделались предметом внимания правоохранительных органов. По неподтвержденным данным, многочисленные угрозы в адрес отставного шведского майора измерили именно от обиженных поставщиков. Через прессу Андерсон неоднократно заявлял: «Я не страшусь!». Окажется ли таким же стойким Николя Мор, прибывший в хмурый Тольятти из солнечного румынского Миовени?..