Столица Германии поставила перед собой амбициозную мишень: свести к нулю выбросы углекислого газа в городском хозяйстве к 2050 году. Одна из составных долей этого плана – электрификация городского транспорта.
“Озеленение“ городского транспорта
Пока автобусы с электрическими двигателями не готовы к размашистому внедрению (одной зарядки аккумулятора хватает лишь на 18 километров линии), в Берлине тестируют экоавтобусы нового поколения на сжатом природном газе – в качестве технологии переходного этапа.
Салон экоавтобуса ничем не отличается от обычного, чего не скажешь о двигателе
На вид – самый обыкновенный городской автобус в фирменных, ярко-желтых тонах BVG, берлинского городского транспортного предприятия, в ведении какого находятся наземный транспорт и метро. На деле – передовая экологичная технология в поступке.
Новенький 12-метровый городской автобус марки Citaro NGT от компании Daimler – первая из четырех моделей автобусов на сдавленном газе, которые пройдут испытания на улицах Берлина в ближайшие месяцы. Любая модель – их бесплатно предоставляют немецкие компании Daimler и MAN, а также шведская Scania и польская Solaris – будет трудиться на городском маршруте номер 140 ровно по две недели.
Проверка конкурентоспособности
Мишень эксперимента – проверить конкурентоспособность новейших городских автобусов на сжатом газе в сравнении с классическими дизельными моделями. Основные критерии – степень шума, техническая надежность, пробег на одной заправке. Каждый день в столице Германии на маршруты сходят порядка 1150 городских автобусов, потребляют в общей сложности распорядка 138 тысяч литров дизельного топлива в день, или 50,3 миллионов литров в год. Немалый потенциал для сокращения степени шума и вредных выбросов в масштабах большого города.
Пока в немецкой столице большинство автобусов – с дизельными двигателями
Несколько лет назад в Берлине – как и в кое-каких других городах Европы – уже экспериментировали с автобусами на газе, но не на сжатом, а на сжиженном. Итоги не устроили транспортников. Во-первых, водители жаловались на то, что автобусы на газе ускоряются гораздо тише аналогичных дизельных моделей.
А во-вторых, на одну заправку автобуса сжиженным газом уходило цельных 20 минут, что непозволительно много. Новым моделям нужно на заправку семь минут – гораздо меньше по сравнению с моделями-предшественниками, но все равновелико дольше по сравнению с дизельными двигателями.
Технология переходного периода
И все же. Мишень этого эксперимента BVG – понять, насколько автобусы на газе могут сделаться переходной технологией на пути к полной электрификации городского транспорта. Потому что сенат Берлина поставил амбициозную мишень – свести к нулю выбросы углекислого газа в городе к 2050 году.
В автобусных двигателях на сдавленном газе используется биогаз
Заменить все дизельные автобусы электрическими в этот момент, как уже говорилось, нельзя. На одном городском маршруте сейчас трудятся четыре автобуса с электрическими двигателями – протяженность маршрута семь километров, и автобусы заряжают аккумуляторы на последних остановках.
В автобусных двигателях на сжатом газе используется биогаз, вырабатываемый на одном из предприятий недалеко от Берлина – из свиного навоза и биологических отходов.
Газовый двигатель тише дизельного
Водитель экспериментального автобуса Дирк Буро (Dirk Buro) вполне доволен машиной. По его словам, отличия касаются только шума – газовый двигатель тише: “В остальном все достоверно также, как у классического дизельного автобуса”. Простой водитель простого берлинского автобуса – образец экологической сознательности. Как отмечает Буро, “наши автобусы проезжают тысячи километров в день, и потому экологичные двигатели очень важны”.
Каждый день на улицы Берлина сходят около 1150 автобусов, причем многие городские маршруты обслуживаются круглые сутки. Дизельный автобус заправляется раз в день и может проезжать без дозаправки до 400 километров. Если нынешний эксперимент будет признан успешным, BVG рассмотрит возможность перевода одного городского автопарка на автобусы с газовыми двигателями – распорядка 150 машин.
Это число не случайно. Как объяснил директор отдела автобусов в BVG Торстен Марек (Thorsten Marek), чем вяще автобусов, тем быстрее окупаемость вложений в инфраструктуру. В случае с переводом автопарка с дизельного топлива на газ – это полторы сотни колов.
“Не сидеть сложа руки”
Берлин – один из 29 городов Германии, в атмосферном атмосфере которого периодически фиксируется превышение ПДК по мелкой пыли. Европейский Альянс даже пригрозил городским властям штрафными санкциями в том случае, если качество атмосферы не будет улучшено. А дизельные двигатели – один из основных источников тонкой пыли в мегаполисах. Поэтому сокращение числа автобусов с такими моторами позволит приметно улучшить качество воздуха в немецкой столице.
Эксперимент с автобусами на сдавленном газе BVG проводит по собственной инициативе. “Мы не ждем указаний сверху, а исследуем базар сами”, – отмечает Торстен Марек. По его словам, единственная реальная альтернатива дизельным автобусам на ныне – троллейбусы. Но их убрали с улиц Восточного Берлина еще в начале 1970-х годов. Потому что в тот момент дизель был дешев, а об экологии вообще никто не тревожился.
Сейчас же все иначе – тема чистого воздуха волнует общественное суждение и политиков гораздо больше. “Экологические нормы установлены не от скуки, – добавляет Марек, – а от того, что доказано: шум и пыль угрожают здоровью”. Так что обеспокоенность обитателей Германии вполне понятна. “Болеть-то никто не хочет. Продолжительность жития растет не потому, что Бог так захотел, а потому что экология улучшается. И это касается не лишь питания, но и чистоты воздуха. И это правильно – если знаешь, что что-то нездорово для здоровья, нельзя это молча принимать”, – уверен Торстен Марек.