Авторынок России: долгий путь от дизеля к гибриду

2217

125 лет назад немецкий инженер Рудольф Дизель (Rudolf Diesel) получил патент на “новоиспеченный рациональный тепловой двигатель”, который теперь называют его именем. После “газового дебоша”, в который оказался вовлечен концерн Volkswagen, многие сомневаются в грядущем автомобилей с дизельными моторами. Между тем доля продаж таких машин в России растет, указывают эксперты. Подобный вывод аналитики агентства “Автостат” сделали, проанализировав структуру приобретённых в прошлом году новых авто.

Если в 2015 году дизельные легковые машины составляли 7,1% от всех реализованных автомобилей, то в 2016-м – 7,7% (101,3 тысячи штук). По словам экспертов, особенного позитива для развития российского авторынка в этом факте нет, поскольку в раскрученных странах дизельные авто уже несколько лет довольно активно уступают пункт гибридам и электрокарам. Россия пока далека от мирового тренда.

Toyota – самая популярная

Рост части автомобилей с дизельными двигателями стал возможным благодаря тому, что сокращение торговель таких машин в России происходило в 2016 году почти втрое тише, чем падение рынка в целом. При этом все же дизельные авто оказались в всеобщем тренде: за год их было продано на 4,4% меньше, чем в 2015 году (в цельном рынок легковых автомобилей, по данным “Автостата”, упал на 12%).

Завод по выпуску Toyota Land Cruiser Prado во Владивостоке

Завод по выпуску Toyota Land Cruiser Prado во Владивостоке

Чемпионом по реализации в России сделалась Toyota: продажи Toyota Land Cruiser Prado достигли 11,6 тысяч экземпляров (-2,5% к 2015 году), Toyota Land Cruiser – 9,7 тысяч автомашин (+17,4%). Третью строчку занял самый бюджетный дизельный кроссовер Renault Duster (5,6 тысяч штук), объемы реализации какого выросли на 31,5%.

Заметно нарастили продажи также Lexus LX (3,1 тысяч, +261%) и немецкие марки: Audi Q7 (4,3 тысяч, +63%), Mercedes-Benz GLS (3,3 тысяч, +21,4%), Volkswagen Touareg (3 тысяч, +16%) и BMW Х6 (3 тысяч, +12,4%).

В чем вина

По словам главного редактора сайта “За рулем.рф” Артура Саруханова, небольшой рост части дизельных автомобилей среди всех проданных в России едва ли связан с тем, что в край стали ввозить больше таких машин. Эксперт объясняет случившееся тем, что “на российском базаре уменьшилось количество моделей, подавляющее большинство из которых продавались лишь с бензиновыми двигателями”.

Audi Q7 на автосалоне в Барселоне

Продажи дизельного Audi Q7 в России 2016 году приметно выросли

Это означает, что человек, задумавший приобрести автомобиль такой марки, должен был либо разыскивать его дизельную версию, либо менять марку. Впрочем, есть и добавочные факторы роста популярности. Как объяснил Артур Саруханов, среди автомобилистов встречаются натуральные фанаты дизеля.

В этом виде моторов их привлекает несколько предметов: его экономичность (летом цена литра ДТ на 2-3 рубля ниже АИ-95, зимой – образцово на 1 рубль) и заметно меньший расход топлива. Наконец, возможно, самый значительный для владельцев кроссоверов и внедорожников плюс – лучшая по сравнению с бензиновыми двигателями тяга на низеньких оборотах.

Минусы: цена, поломки, климат

И все же производители с опаской относятся к России как базару сбыта дизельных авто, поскольку не удовлетворены качеством топлива, торгуемого на местных заправках. “Оно оставляет желать лучшего. Эту претензию зачастую можно предъявить и бензину, но бензиновые моторы по своей специфике немного прихотливы, чем дизельные, адаптировать которые под плохое топливо сложно, – указывает Саруханов. – Таким манером, те модели, которые уже представлены на российском рынке, – это продажи на свой ужас и риск”.

Еще один заметный минус дизельных версий – их высокая по сравнению с бензиновыми стоимость. Одно из объяснений этого заключается в том, что, если производство бензиновых двигателей в России локализовано, то дизельные в основном импортируются. Дорогостоящей для пользователя обходится и ремонт таких моторов. “Российская зима накладывает собственный отпечаток на запуск, что требует дополнительных трат на стоянку в теплом гараже или на установку предпусковых подогревателей”, – рассказал DW главред “За рулем.рф”.

Экология не в приоритете

По суждению Саруханова, скачка продаж дизельных авто в России ждать не стоит: “Момент пропущен. Надо было стартовать тогда, когда была мода на них в Европе, но в России, особенно в глубинке, тогда была проблема с заправочной инфраструктурой”. Сейчас, по его словам, край сталкивается с той же сложностью, но уже в плане инфраструктуры для автомобилей с электродвигателями, набирающими популярность в Европе, США и Китае в мочь своей экологичности.

Руководитель общественного движения “Федерации автовладельцев России” Сергей Канаев заявил DW, что для российского потребителя подобный фактор, как экологичность, пока стоит даже не в первой десятке среди критериев, воздействующих на выбор автомобиля. Главная причина заключается в высокой цене таких машин.

По этим на 1 июля 2016 года, в России эксплуатировалось всего 722 электрокара. Эксперт находит, что активизировать процесс перехода на более экологичные двигатели должно страна при помощи различных субсидий и льгот, которые должны касаться не столько электромобилей, сколько гибридов.

Гибриду в поддержка

В настоящее время в Россию ежегодно ввозятся около 1,5 тысяч машин с гибридными двигателями. По сравнению с электрокарами они немало доступны по цене, и спрос на них, по мнению Канаева, имел бы место, если бы, так, в городах-миллионниках владельцам таких авто предлагались бы бесплатные парковки и налоговые скидки, а также обнуление таможенной пошлины.

Всеми этими преимуществами сейчас могут употреблять владельцы электрокаров. “Но понятно, что электрокары – вопрос даже не ближайших 5-10 лет, сейчас надо стимулировать покупки гибридов”, – уверен эксперт. Технически, по его словам, это было бы сделать попросту. “Это только вопрос политической воли. Если создать нормальные обстоятельства – не на словах, а на деле, – то в течение примерно пяти лет Москва могла бы нагнать европейские города по уровню насыщения гибридами”, – заключил глава Федерации автовладельцев России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ