Шедевры баварских передвижников

1983
Реклама, бесспорно, самый эффективный двигатель торговли. Кто бы знал великого художника Малевича, если бы нам на любом шагу не рассказывали о великой картине «Черный квадрат», на которой, по истине говоря, ничего не нарисовано? Правильно, никто. И кто бы отдал в прошлом году на торгу «Кристи» почти сто миллионов баксов за «Медсестру» Роя Лихтенштейна, если бы в аннотации к этому рисунку из второразрядного комикса не было произнесено, что «ранний шедевр одного из корифеев поп-арта и виртуоза фиксированного рисунка» стоит не меньше 80 миллионов? Разумеется, никто. К счастью, отыскались умные люди, которые сумели привить ценителям живописи неплохой вкус. 

Одним из таких мастеров стал французский аукционист, беллетрист и автогонщик-любитель Эрве Пулен. В начале 1975 года он попросил своего другаАлександра Колдера нарисовать на бортах BMW 3.0 CSL, на каком Эрве собирался выйти на старт 24-часовой гонки в Ле-Мане, что-нибудь этакое.Маститый американский ваятель, известный своими замысловатыми фигурами из проволоки и так называемыми «мобилями» -подвижными скульптурами, что приводят в движение электричество или вихрь, с удовольствием согласился. Получилось очень удачно – несмотря на то, что уже через семь часов у машины сломался карданный вал, и экипажу Пулена пришлось закончить гонку, о необычном БМВ немало говорили. Не заметить раскрашенный, подобно попугаю, «бэтмобиль», было невозможно, и немало ста тысяч зрителей, собравшихся на кольце Сартэ, искренне переживали за желто-бело-красно-голубой автомашина. Идея понравилась и руководству спортивного отделения баварской фирмы – его шеф Йохен Неерпаш дал добросердечно на продолжение удачного сериала. Так самоходный расписной шедевр Колдера сделался первым арт-каром в коллекции БМВ.

Продолжили ее в последующие четыре года три иных гоночных автомобиля, над которыми по приглашению Пулена потрудились американские искусника поп-арта и пост-живописной абстракции Фрэнк Стелла, Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. Причем, все три машины не лишь стартовали в Ле-Мане, но и добрались до финиша через 24 часа: «лихтенштейновская» BMW 320 на высочайшем девятом пункте в абсолютном зачете и первом в легковой группе 5, а «уорхоловский» BMWM1 возвысился даже на шестое место.

Но в дальнейшем арт-кары появлялись на гоночных линиях все реже, больше и больше превращаясь в чистое искусство. Расширялась и география – художник-абориген из австралийского племени Варлпири Майкл Ягамара Нельсон и основатель Венской школы фантастического реализма Эрнст Фукс, японский художник-модернист Матазо Каяма и Цезарь Манрике с Канарских островов, самоучка из ГДР А.Р. Пенк и Эстер Малангу,знаменитая на тяни Трансвааль мастерица стиля ндебеле, в котором расписывают хижины в Полуденной Африке. Каждый из художников, который брался расписывать БМВ, являлся представителем определенного курсы в современном искусстве и, разумеется, стремился выразить себя, свое созидательное мировосприятие наиболее полно. Австралийский дизайнер и график Кен Доун ослепительными мазками заселял борта БМВ фауной Зеленого континента, итальянский трансавангардист Сандро Киа превращал их в «зеркало, в какое смотрятся тысячи людей», англичанин Дейвид Хокни старалсясделать машину сквозной, американкаДженни Хольцер, вообще отказавшаяся от традиционного изобразительного языка живописи,украшала ее своими «трюизмами», а датчанин Олафур Элиассон попросту заменил кузов прототипа H2R сложной и хрупкой оболочкой из двух зеркальных слоев металла, накрытых несколькими слоями льда…

Неудивительно, что сегодня баварская коллекция арт-каров обратилась в своеобразную передвижную выставку достижений самых ярких мастеров нынешнего искусства.Возможно, кому-то отдельные четырехколесные «полотна» покажутся не столь уж высокохудожественными. Да и сам автор этих строк, сознаться, творения дизайнеров БМВ ценит куда выше некоторых произведений, какими эти автомобили украшены. Но не будем забывать, что о вкусах не спорят. И еще – шедевры «баварских передвижников»охотно принимают у себя крупнейшие художественные музеи вселенной – парижский Лувр и лондонская галерея «Тейт», нью-йоркский Гуггенхайм и венецианский Палаццо-Грасси. Уж там-то в искусстве разбираются!

Цирк приехал!

 

Всемирную популярность американец Александр Колдер приобрел замысловатыми фигурами из проволоки и «мобилями» – маневренными скульптурами, что приводят в движение электричество или ветер. В молодости он увлекался цирком, и это пристрастие неплохо прослеживается в его работах. «Стабиле ин мобиле» – так можно смело наз­вать 480-сильный гоночный автомашина, который на трассе развивал 290 км/ч. Он стал одной из последних трудов 77-летнего мастера.

Миллимет­ровщик

Продолжил коллекцию по приглашению Пулена искусник пост-живописной абстракции Фрэнк Стелла. Американец трудился в «стиле острой грани» и радовал любителей искусства серией «черных картин», после смело ввел в свой арсенал медь и алюминий, обрезки труб и проволочную сетку. От традиционных прямоугольных форматов он переходил к «фигурным холстам» в конфигурации букв L, T или U и фактурно-конструктивным беспредметным рельефам, напоми­нающим крыши деревянных синагог. К счастью, при труду над 3.0 CSL Фрэнк отошел на время от своего яркого стиля, расписав баварское купе миллиметровой бумагой. Его машина была еще мощнее и еще скорее – 750 сил и 341 км/ч, но, увы, из-за технических проблем так и не добралась до финиша в Ле-Мане.

Суперкомикс

 

Искусник поп-арта Рой Лихтенштейн прославился тем, что увеличивал картинки из любимых комиксов, используя оригинальный пуантилизм, а также шелкографию и трафаретную печать. На кузове БМВ художник, по его словам, представил «пейзаж, на фоне которого мчится автомобиль». Машина с 300-сильным мотором не лишь стартовала в Ле-Мане, но и добралась до финиша через 24 часа на 9 пункте в абсолютном зачете и первом в легковой группе 5.

За зайцем

«Огненная лисица охотится на косую» – так назвал свою работу основатель Венской школы фантастического реализма Эрнст Фукс. Обожатель Дали и Босха и создатель страшного полотна «Пожиратель кукол» сделался первым европейцем – участником проекта и первым расписал не гоночный, а серийный легковой БМВ. «Я видаю, как заяц перебегает автобан в свете фар и летит в огненных языках влюбленности, разгоняющей все страхи. Мною двигало желание выйти за пределы поре и пространства». Правда, 218-сильное купе, которое способно было развивать до 230 км/ч, так никогда и не вышло на путь, сразу превратившись в арт-обьект.

Видите кенгуру?

А он есть! Только немножко абстрактный. В 13 лет Майкл Ягамара Нельсон, абориген из австралийского племени варлпири, кинул школу. Он пас скот, охотился и водил грузовик, прежде чем рисовать в манере папунья. На черном кузове М3 он словно с высоты птичьего полета представил кенгуру и опоссума.

На языке моего племени

Первой женщиной, создавшей арт-кар БМВ, сделалась Эстер Малангу, знаменитая на весь Трансвааль мастерица стиля ндебеле, в каком расписывают хижины в Южной Африке. Родилась она в 1936 году, а секретам живописи ндебеле выучилась у своей маме – ведь украшать жилища вожди племени доверяют только дамам. Для того чтобы расписать белоснежную «пятерку» с 250-сильным 6-цилиндровым мотором, ей потребовалось чуть больше недели. Причем за дело Эстер взялась не разом, а сначала, чтобы прочувствовать материал, совершенно не похожий на все, с чем она работала ранее, попробовала свои силы на двери машины. «Мое искусство выросло из традиций племени украшать свои дома, – сообщала Малангу. – Узоры, которые я использовала, соединяют наши традиции с современностью автомашин БМВ».

Прописные истины

 

Американка Дженни Хольцер вообще отказалась от традиционного изобразительного стиля. Она расписала гоночный БМВ в прямом смысле, украсив его своими знаменитыми «трюизмами». Шесть текстов выполнены хромированными литерами и фосфоресцирующей краской: «Защитите меня от моих желаний», «Недосягаемое вечно привле­кает», «Ты такой закомплексованный, ты не отвечаешь на угрозу», «Отсутствие харизмы может быть гибельно», «Мономания – это необходимое условие успеха», «Какое мощное желание спасет нас теперь, когда не спас секс?»

Гений брокер

 

Янки Джефф Кунс научился зарабатывать деньги брокером на Уолл-стрит и, сделавшись художником, возвел поп-арт и китч на совершенно недосягаемую высоту. Особенно обожает Кунс нержавейку, покрытую цветным глянцем: как считают критики, это «мастерит монументальные работы мастера легкими и почти прозрачными». «Эти автомашины – как сама жизнь, в них столько мощи, столько энергии!» – восхищался Джефф 500-сильной М3 GT2 пред стартом «24 часов Ле-Мана» в 2010 году. Увы, сквозь 5 часов после старта машина сошла.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ