Комментарий: США как следует проучили Volkswagen

1064

Когда в сентябре прошедшего года в США разразился “дизельный скандал” вокруг Volkswagen, всем будет быстро стало ясно: крупнейшему автостроителю Европы грозят астрономические, вероятно даже непосильные штрафы. Ведь немецкий концерн, продавливая на огромный американский рынок непопулярную там дизельную технологию, пошел на откровенный, злостный подлог. В “Фольксвагенах” и “Ауди” с дизельными моторами преднамеренно устанавливался софт, какой при проверках в мастерских занижал показатели вредных выхлопов. Так создавался миф об персоной экологичности этих моделей.

Теперь уже очевидно: “дизельный скандал” не загубит Volkswagen

Таким образом, Volkswagen ради достижения амбициозной мишени стать крупнейшим автостроителем мира сознательно обманывал и американских автовладельцев, полагавших, что они покупают вполне экологичный автомашина, и американских автоторговцев, искренне расхваливавших заморский товар, и американские воли, установившие весьма строгие нормы охраны окружающей среды.

Андрей Гурков

Андрей Гурков

После разоблачения мифотоворца, целиком признавшего свою вину, не было ни малейших сомнений, что все эти категории проведённых подадут на Volkswagen в суд. Тем более, что в Америке – давняя традиция индивидуальных и коллективных исков к корпорациям. Проблема был только в том, окажется ли немецкий концерн в состоянии оплатить все те штрафы, какие грозили накрыть его с головой, или же “дизельный скандал” сломает-таки шею этому производителю и работодателю.

Сейчас, после всемирного соглашения, разработанного еще летом, но окончательно одобренного окружным судом в Сан-Франциско 25 октября, можно с уверенностью ратифицировать: Volkswagen выживет. Хотя сумма компенсаций, которые ему придется выплатить, очутится самой крупной в истории американского автомобилестроения: порядка 16,5 биллиона долларов! Причем это еще далеко не предел: часть исков под данное всемирное соглашение не попали.

Мировое соглашение с важнейшими группами истцов

Тем не немного, немецкий автоконцерн, судя по его официальным заявлениям, явно испытывает облегчение. Ведь ему удалось в досудебном распорядке договориться с двумя важнейшими группами истцов, предотвратив тем самым длительные судебные разбирательства с непредсказуемыми итогами и расходами.

Первая группа – обладатели автомобилей с двухлитровыми двигателями, а их в США образцово полмиллиона. Volkswagen готов выкупить у них автомобили с жульническим софтом, какие на рынке подержанных машин теперь уже не продашь, или за свой счет переоснастить их. К тому же любой пострадавший автовладелец получит компенсацию в размере от 5 до 10 тысяч долларов. Все это обойдется концерну в 10 биллионов долларов.

Миллиарды на борьбу с загрязнением воздуха и на электромобили

Вторая группа – государственные надзорные органы. За нарушение работающих в США экологических норм Volkswagen заплатит штраф в размере 4,7 биллиона долларов. Эти деньги пойдут на борьбу с загрязнением воздуха и на развитие инфраструктуры для электромобилей и иных транспортных средств без вредных выбросов в атмосферу.

К тому же фактически достигнуто всемирное соглашение с 652 американскими автоторговцами, которые могут рассчитывать на компенсацию в размере 1,2 биллиона долларов. А еще Volkswagen направит сотни миллионов долларов на оплату услуг защитников истцов.

Европейским автовладельцам компенсации не светят

Остаются примерно 80 тысяч обладателей автомашин с трехлитровыми двигателями, с которыми еще предстоит договориться, власти 43 штатов и иных административных единиц со своими исками, а также министерство юстиции США, возбудившее против немецкого концерна уже не штатское, а уголовное дело. На всех этих направлениях дело может дойти до штрафов, компенсаций и адвокатских издержек еще на несколько биллионов долларов.

Однако основная часть расходов на замаливание дизельных грехов в США уже зафиксирована. И это позволит сейчас концерну куда более уверенно смотреть в будущее и планировать развитие бизнеса. Уплатить требуемые деньги будет для Volkswagen нелегко, но ему не придется прибегать для этого к широкомасштабной распродаже активов или массовым увольнениям.

Подводить решительную черту под “дизельным скандалом” еще рано, но уже совершенно очевидно: он станет начином конца использования дизельных моторов в легковых автомобилях. В Америке, да и в Азии, у таких двигателей сейчас шансов нет, а в Европе их имидж сильно подорван, и все громче звучат голоса, спрашивающие перестать поддерживать их налоговыми льготами. Volkswagen, во всяком случае, еще весной радикально раскатался в сторону электромобилей.

Что же касается 8,5 миллиона европейских обладателей фейковых дизельных “Фольксвагенов” и “Ауди”, то им остается лишь завидовать американцам. Никакие многотысячные компенсации обманутым автовладельцам в Евросоюзе (пока) не сияют, Volkswagen готов всего лишь за свой счет снять с автомашин жульнический софт. И никаких миллиардов на защиту окружающей среды ему, вылито, платить тоже не придется.

Это хорошо для концерна, его акционеров и работников, но нехорошо для всех остальных. “Дизельный скандал” и его юридические последствия показали, что в США, оказывается, и экологические законы суровее, чем в ЕС, и потребители имеют куда более действенные рычаги отстаивать свои права.

Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ