Новая стратегия автоконцернов: из России на экспорт

1533

23 августа в российской столице состоялся VII Московский интернациональный форум автомобилестроения (IMAF), организованный при поддержке Ассоциации европейского бизнеса (AEB). Мероприятие прошло в рамках другого крупного автомобильного события – юбилейной XX выставки MIMS Automechanika, скопившей в этом году в “Экспоцентре” 1022 компании из 42 стран. Участники форума IMAF – топ-менеджеры российских и иноземных автоконцернов и компаний-производителей комплектующих – рассказали о том, как они планируют обратить слабые пункты российской экономики в собственную прибыль.

Поводов для оптимизма нет

Форум завязался с панельной дискуссии, задавшей тон всему мероприятию на целый день. Устроители назвали ее “Взгляд на российскую автопромышленность: тенденции, прогнозы, перспективы”. Тенденции бывальщины сразу обозначены как негативные. По последним данным AEB, динамика падения российского авторынка лишь углубляется: в июле он сократился на 16,6 процента (ранее, в июне – на 12,5 процента). Итого же за текущий год, по прогнозу ассоциации, продажи упадут примерно на 10 процентов по сравнению с 2015 годом – до 1,4 млн автомашин.

Николя Мор

Николя Мор

В последующие годы участники рынка ожидают в лучшем случае стабилизации. “Ожидается, что российская экономика будет восстанавливаться, – без персоной уверенности в голосе заявил вице-президент Messe Frankfurt GmbH, бренд-менеджер Automechanika Михаэль Йоханнес (Michael Johannes). – Проблема, дошла ли она до переломного момента”.

“Мы не увидим значительного восстановления рынка в 2017 году, с учетом депрессивных условий это будет в лучшем случае установление стабильности, затем, вероятно, пойдет восстановление”, – отметил новый президент “АвтоВАЗа”, бывший гендиректор Dacia и Renault в Румынии Николя Мор. Собственно на 2018 год “АвтоВАЗ” наметил возвращение к прибыльности.

Не кризис, а новая реальность?

“На дворе 2016-й. Вот уже два года, как продолжается кризис, вернее сказать, новая реальность на автомобильном рынке России. Постигнув, что рынок никогда не будет прежним, мы пересмотрели свою долгосрочную стратегию”, – известил гендиректор Renault Россия Андрей Панков. Отныне, по его словам, эта стратегия базируется на трех китах: импортозамещении, локализации и вывозе. “И эти три кита работают”, – заверил он.

С этим согласился модератор дискуссии, правящий директор AZ Enterprise Алекс Загускин: “В последние 8 лет в России идет состязание среди иностранных компаний на предмет локализации. Кризис дал понять, что те, у кого ее степень выше, меньше зависят от курсовой разницы и имеют больше преимуществ”. Как рассказал глава российского подразделения Renault, “мы удалились от импорта и производства авто с низкой степенью локализации. Наш текущий степень локализации – более 60 процентов, и это не предел”.

При этом он отметил, что локализация ради локализации не имеет резона. Проводить ее необходимо, убедившись в том, что она гарантирует прибыльность. Теперь в России такие гарантии кушать. “Локализация снижает стоимость производства, дает устойчивость к колебаниям рублевки и создает базу для экспорта в страны дальнего зарубежья”, – сообщил Панков.

Ставка на вывоз

Таким манером, локализация, к которой в течение последних лет активно и довольно тщетно призывали российские воли в надежде заманить иностранных инвесторов, наконец стала для них по-настоящему желаемой. И причиной тому не улучшившийся внезапно инвестиционный климат, а падение рублевки. “Единственным драйвером российской экономики я считаю растущий доллар”, – сформулировал всеобщую для всех участников мысль директор дивизиона “Автокомпоненты” группы “ГАЗ” Кирилл Эпштейн.

Производство Lada Granta в Тольятти

Производство Lada Granta в Тольятти

Если не получается торговать в России, где у населения нет спроса на новые автомобили в силу падения доходов, значит, надо отправлять на иные рынки, где спрос есть. По словам Андрея Панкова, 12 процентов всех изготовляемых в России автомобилей Renault уже сейчас идут на экспорт. “В этом году мы вышли на рынок Вьетнама. И смотрим через него дальше на другие страны АСЕАН”, – рассказал он, одновременно показав на то, что, таким образом компания работает на развитие российского машиностроения в цельном.

Renault в своей экспортной стратегии далеко не одинок. Сошедшие с российских конвейеров автомашины отправляют за пределы России и Hyundai, и Peugeot Citroen, и Ford Sollers. Об аналогичных планах уже заявили немецкий Volkswagen и японские Mazda и Mitsubishi.

Lada в салонах Renault и Nissan

Поставляет за рубеж свои автомашины и “АвтоВАЗ”. Пока – около 30 000 штук в год (всего в этом году будет произведено 416 000). Основной рынок сбыта – СНГ, в том числе Украина. В дальнейшем компания намерена расширить экспансию. Николя Мор неожиданно открыл на форуме новое кадровое назначение в концерне – с 1 сентября в “АвтоВАЗе” покажется директор по развитию экспортного направления.

В предварительных планах компании выход в Центральную Азию (сквозь Казахстан), в Южную Америку (Перу), на Ближний Восток (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ливан). Задумываются в “АвтоВАЗе” и о расширении наличия на рынке Европы. “Там мы смотрим на страны, где есть позитивное восприятие бренда – так, на Венгрию и Германию, где полюбилась Lada 4х4”, – сообщил президент концерна. По его словам, Альянс Renault-Nissan (основной акционер “АвтоВАЗа”) “желал бы поддерживать бренд Lada, сделать его глобальным”. Не исключено, что для этого будет использоваться дилерская сеть Renault и Nissan в различных краях.

Шины “made in Russia”

От автопроизводителей не отстают и производители комплектующих. “Еще чету лет назад поставщики спрашивали – почему мы должны строить завод не в Польше или Чехии, где это будет недороже, а в России? Но сейчас Россия более конкурентоспособна в силу слабого рублевки”, – заявил Алекс Загускин.

Это подтвердил гендиректор Continental Tires Ярон Видмайер. По его словам, компания выстроила в России завод, который производит около 4 млн шин для легковых авто в год. До крышки этого года, по его прогнозу, будет экспортировано 1,5 млн. Экспорт идет в Германию, США, Китай и иные страны. Возможность продавать произведенные в РФ покрышки за границей топ-менеджер наименовал “четким преимуществом”. “Конечно, изначально завод не планировался в качестве экспортного, – признал он. – Но старых темпов спроса в России не будет. А экспорт помогает преодолевать кризисные явления”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ