В четверг, 15 сентября, в Московской районы должны были открыться шесть новых электрозаправок. Событие анонсировал в крышке августа телеканал “360”, принадлежащий подмосковному правительству. Однако, как выяснила DW, открытие откладывается. По словам экспертов, неразвитость сети электрических зарядных станций является одной из вин серьезного отставания России в области электромобильного автотранспорта.
Поштучная статистика
По этим аналитического агентства “Автостат”, за семь месяцев 2016 года в России было реализовано З8 новых электромобилей – на 29,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В всеобщей сложности парк электромобилей в РФ составил 722 единицы. Более трети из них – 253 – стоят на учете в Москве.
Сеть электрозаправок в России на этот момент совершенно неразвита
Как сообщают в “Автостате”, из 722 электрокаров наибольшая часть (34,5 процента, или 249 машин) приходится на Mitsubishi i-MiEV. Дальше с долей в 26,2 процента (189 машин) следует Nissan Leaf. “За 6 месяцев 2016 года ему удалось сместить Tesla Model S (167 машин) со второго пункты на третье”, – отмечают эксперты агентства. На российских дорогах можно повстречать также 15 Renault Twizy и восемь BMW i3. Есть в одном экземпляре и новоиспеченная модель Tesla Model X.
Менее сотни машин в парке относятся вазовской разработке – электромобилю Lada Ellada (93 единиц). Как рассказал DW основной редактор сайта “За рулем.РФ” Артур Саруханов, значительная часть этих машин развелась по корпоративным автопаркам, в частности, использовалась как такси на юге России, где показала себя не самым лучшим манером. “Например, во время наводнения в Крымске были выявлены некоторые проблемы с герметичностью”, – вспоминает Саруханов.
Дефицит электрозаправок
Сообщая о причинах невысокой популярности электромобилей в России (для сравнения – общее число зарегистрированных в краю легковых авто составляет 24,2 млн единиц), эксперты указывают на отсутствие стимулов для производителей таких транспортных оружий в РФ, на нехватку льгот для покупателей, высокую цену электрокаров и неразвитость заправочных сетей.
Прообраз новой модели Nissan Leaf
Как заявил DW директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин, это вылито на проблему первичности яйца и курицы: “С одной стороны, у нас мало таких автомашин, поэтому создавать для них заправочную инфраструктуру невыгодно. С другой стороны, если я – энтузиаст, беспокоящийся об экологии, куплю этот автомобиль, где я его буду заправлять?”
Пока счет электрозаправок в России идет на десятки. Основной их обладатель – государственная компания “Россети”. До конца 2018 года она обещает исправиться и отворить около 1000 таких точек. Подключаются к этому бизнесу и обладатели традиционных АЗС – так, запланированные к открытию в Подмосковье шесть электрозаправочных колонок строит “Лукойл”. В пресс-службе компании отказались от комментария о буквальных сроках ввода заправок в эксплуатацию. По данным, полученным DW из другого ключа, это может произойти на следующей неделе.
Госстимулов не хватает
Что касается государственных стимулов для производителей и покупателей электрокаров, то пока в немало выигрышном положении находятся последние. Владельцы электромобилей не платят транспортный налог и имеют региональные льготы. Так, в Москве они не платят за парковки и, возможно, в перспективе смогут пользоваться полосами для социального транспорта. Правда, остается открытым вопрос о значимости такого рода льгот для россиянина, какой может себе позволить Tesla за 8 млн рублей (115 тысяч евро).
Производителям доводится труднее. Себестоимость выпуска электрокара достаточно высока. “Чтобы она снижалась, страна, заботящееся об экологии, должно при помощи различных схем брать доля производственных издержек на себя. У нас этого не происходит”, – сетует Артур Саруханов. По суждению Михаила Блинкина, с учетом нынешних экономических проблем ожидать изменений в госполитике в ближайшее время не приходится: “Эту проблему можно было обсуждать в благополучные для бюджета годы. Сейчас это попросту смешно”.
Новые форматы и новые технологии
По словам директора Института экономики транспорта ВШЭ, проблема решится лишь тогда, когда покажутся новые форматы. “Электрокары едва ли получат такое же широкое распространение, как классический автомашина, который используется два часа в день, а остальное время стоит на парковке. А вот как авто для каршеринга, особенно с автовождением, – весьма возможно”, – полагает Блинкин. Кстати, электрокары Smart уже использует в Москве одна из прокатных компаний.
Артур Саруханов находит, что электромобили станут более популярными, когда их производителям удастся разрешить проблему с емкостью аккумулятора. “Идет поиск технологий, позволяющих увеличивать пробег. Сейчас в реальности он составляет возле 100 километров, что для России очень мало, особенно учитывая упомянутую проблему с заправочной инфраструктурой”, – помечает Саруханов.
Кстати, заправки тоже нуждаются в совершенствовании: “Если зарядка, как сейчас, продолжается полчаса и позволяет за это время зарядиться аккумулятору всего на 80 процентов (то кушать 80 километров) – это никуда не годится”. Однако, как подчеркивает эксперт, заключительнее слово должно оставаться за государством. “Пока оно, как это было сделано в Японии и Норвегии, не даст твердых гарантий того, что рынок будет развиваться, никто в этот бизнес вкладываться не будет и ситуация будет осуждена”, – заключил главный редактор “За рулем.РФ”.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Глянцевитая идея
В 1975 году французский аукционист и гонщик Эрве Пулен разрешил совместить оба свои увлечения – автоспорт и искусство. Он попросил друга, американского ваятеля Александра Колдера, превратить BMW 3.0 CSL, который должен был участвовать в знаменитой гонке “24 часа Ле-Мана”, в артефакт. Гонку автомашина не выиграл, но Пулен вошел в историю как инициатор создания уникальной собрания арт-каров от BMW.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Трехмерная синька
Через год после Калдера, в 1976 году, очередной спортивный BMW 3.0 CSL обратил в произведение искусства Фрэнк Стелла. Нью-йоркский художник покрыл автомашина, который также принял участие в Ле-Манской гонке, сетчатым рисунком, имитирующим миллиметровую бумагу для чертежей. “Мой дизайн напоминает синьку, перенесенную на кузов”, – заявил он.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Суммарный эксперимент
В 1977 году эстафету принял один из основателей американского поп-арта Рой Лихтенштейн. “Я желал, чтобы рисунок символизировал дорогу, направляющую движение автомобиля. Дизайн демонстрирует также ландшафт, через который проехала машина”, – рассказывал он. Третий по счету арт-кар BMW 320i также вышел на старт в Ле-Мане. Автомашина со стартовым номером 50 пришел девятым в общем зачете.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Стремительный арт
В 1979 году BMW M1 обратил в объект искусства флагман поп-арта Энди Уорхол. В отличие от своих предтеч в этом проекте художник собственноручно и очень быстро нанес краску на кузов автомашины. “Я попытался дать живое ощущение скорости. Когда машина развивает рослую скорость, все контуры и краски становятся размытыми”. В гонке “24 часа Ле-Мана” этот арт-кар пришел шестым в всеобщем зачете.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Заяц прыгает через пламя
В 1982 году эстафету у американцев принял европейский художник, и впервые арт-каром сделался серийный BMW. Австриец Эрнст Фукс спроецировал на 635 CSi свои собственные фантазии: “Заяц прыгает ночью через горящий на автобане автомашина – первобытный страх и дерзкая мечта о преодолении границ нашей жития”. Колеса этого арт-кара, созданного для музея, никогда не касались путей – ни обычных, ни гоночных.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Технологии и природа
Еще одна предание поп-арта, американец Роберт Раушенберг, использовал творения других художников в своем дизайне для арт-кара в 1986 году. Спортивный BMW 635 CSi, также никогда не видавший пути, украшают фоторепродукции картин итальянца Аньоло Бронзино и француза Жана Огюста Доминика Энгра, фотореплики древней мозаики и собственные фотографии Раушенберга с изображением растений.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
На стиле аборигенов
За семь день австралийский художник Майкл Джагамара Нельсон обратил гоночный BMW M3 в шедевр искусства школы Папунья. Это древняя техника живописи автохтонов, геометрические орнаменты которой являются языком для кодировки религиозных мифов. “Автомашина – это как бы ландшафт, который можно увидеть из летящего самолета: здесь кушать и вода, и кенгуру и опоссум”, – так описывал свою идею автор.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Буйство красок
Из Австралии родом также Кен Доун, какой в 1989 году превратил в арт-кар гоночный автомобиль BMW M3. Художник разом же решил, что дизайн для машины будет типичным для его яркого и жизнерадостного родимого континента. “Я нарисовал попугаев и рыбу-попугая. И те, и другие красивы и могут передвигаться с фантастической скоростью. Я желал, чтобы мой BMW создавал такое же впечатление”.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Зимняя вишня
Японский художник Матацо Кайама оформил в 1990 году автомашина BMW 535i в традициях художественных ремесел своей страны и дал ему поэтическое наименование “Снег, луна и цветущая вишня”. “Картина на колесах” создана с использованием аэрозольной краски. На кузов наметены также кусочки золотой, серебряной и алюминиевой фольги.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Элегантная мобильность
Также в 1990 году испанец Сезар Манрике, зодчий, скульптор, дизайнер, живописец и эколог, превратил в арт-кар автомобиль BMW 730i, преследуя мишень объединить в одном объекте представления о скорости, аэродинамике и эстетической привлекательности. “Мой дизайн для BMW должен был создать впечатление, что машина скользит сквозь пространство, не встречая никакого сопротивления”, – заявил он.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Поклонение в квадрате
Компактный кабриолет BMW Z1 (их выпущено всего 8 тысяч), по мнению немецкого художника А. Р. Пенка (A. R. Penck), уже сам по себе является созданием искусства, созданным дизайнерами и инженерами. В 1991 году Пенк украсил одинешенек из этих культовых родстеров с дверьми, убирающимися в порог машины, своими фирменными орнаментами, напоминающими одновременно наскальную живопись и шифровальный код.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Дамский почерк
В 1991 году художница из Южной Африки Эстер Малангу сделалась первой женщиной в череде создателей арт-каров для баварского автоконцерна. Ее BMW 525i оформлен в манере традиционной африканской живописи, которой она научилась еще ребенком у матери и бабки. Абстрактными геометрическими орнаментами женщины племени ндебеле украшают стены своих домов по особым случаям.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Объект вожделения
Прообраз кузовного гоночного автомобиля на базе серийного BMW 3 превратил в арт-кар в 1992 году итальянский художник Сандро Чиа. “Автомашина – желанный объект в нашем обществе. Он в центре внимания. На него глядят. Автомобиль отражает эти взгляды”.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Вывернутый навыворот
Британский художник Дэвид Хокни долго размышлял над дизайном для вверенного ему в 1995 году арт-кара и, наконец, разрешил сделать BMW 850 CSi “прозрачным”. В орнаменте на кузове различимы мотор, фигуры водителя и собаки на заднем сиденье, а также элементы ландшафта.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Синим по белому
В 1999 году гоночный автомашина BMW V12 оформила американская концептуалистка Дженни Хольцер. В типичной для нее манере она украсила болид не орнаментами, а словами, сохранив фирменную цветовую гамму BMW. Надпись “Protect me from what I want” (“Защити меня от моих жажд”), сделанная из фольги, чтобы не утяжелять автомобиль, отражает синеву небосвода.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Поэзия прогресса
В 2007 году датский художник Олафур Элиассон сбросил кузов с прототипа BMW H2R на водородном топливе и заменил его сложной многослойной конструкцией из металла и льда. Таким манером продукт продвинутых автомобильных технологий заговорил на языке искусства о поре, климате, энергии и экологии.
-
Фотогалерея: шедевры на колесах от BMW
Динамика даже в покое
17-й по счету арт-кар, заключительный на сегодняшний день, создал в 2010 году на основе модели BMW M3GT2 американский художник Джефф Кунс. “Под этим капотом скрыта вящая мощь, и моя идея заключается только в одном: реализовать эту энергию в художественной конфигурации”. В гонке “24 часа Ле-Мана” арт-кар произвел благодаря своему динамичному и красочному дизайну фурор, но будет быстро сошел с дистанции.