Все в этом вселенной взаимосвязано. И имена, и географические названия, и карма, которую переносят эти имена на ни в чем не повинных людей. С 1717 года стоял себе город-крепость Ставрополь, отстаивал земли от набегов кочевников, даже один из первых в мире кумысолечебных курортов был отворён. Но во время глобального поворота всех рек вспять, Куйбышевское водохранилище потопило древний город, население пришлось эвакуировать, а в 1953 году отстраивать город с нуля. Тут-то и пришагала в чью-то светлую голову идея назвать историческое место именем итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
ВАЗ 2114 и законы кармы
Это случилось почти одновременно с постройкой очередного советского автогиганта, Волжского автомобильного завода, какой первого апреля 1970 года выпустил в свет первых шесть клонов итальянского Фиат 124. Вырисовывается уже увлекательная логическая цепочка, но и это не все. Сам Пальмиро Тольятти до судорог любил Советский Альянс, поэтому частенько лечился от этих судорог в Крыму. А в 1964 году, во пора посещения всесоюзной здравницы для юных пионеров Артек, недалеко от Ялты, утерял сознание и умер. Вполне логично, что предприятие с такой исторической подоплекой уже давным-давно в открытую называют «проклятым местом».
Сегодня мы, современники третьей валы борьбы за выживание АвтоВАЗа, не слишком привыкли оглядываться назад и мастерить выводы. А жаль. В противном случае, возможно, все было бы по-другому. И ныне, говоря о семействе автомобилей Самара, не пришлось бы выслушивать не слишком лестные отзывы обладателей восьмерок, девяток и их последователей. В частности, пятидверного хэтча Самара 2, ВАЗ 2114. Это заключительный представитель племени переднеприводного ВАЗовского барокко, который был снят с производства в 2013 году.
Тяжкие роды, долгие проводы
Двадцать лет подряд ВАЗ 2114 был синонимом самого дешевого семейного автомашины во всем СНГ. Еще бы, цена Самары 2 в самой простой комплектации на то время составляла 297 тысяч рублей, а в самой люксовой — 301 тысячу. ВАЗ 2115 (бывшая 21099) в кузове седан ушел в небытие в 2012 году, ВАЗ 2115 (в прошедшей жизни 2108) перестала выходить в 2013 году, а до последовательницы ВАЗ 2109 очередность дошла только в декабре того же года. Автомобили снимали с производства не от большенного желания обновить модельный ряд. Если бы их покупали, они и до сих пор блестели бы в автосалонах, напоминая о порах перестройки и хозрасчета. Они просто перестали продаваться. Жестокая статистика сообщает о том, что Самару 2114 продали в 2013 году 35 тысяч раз, а за октябрь того же года было реализовано всего чуть больше тысячи экземпляров. Для автогиганта это означало целый провал.
А начиналось все довольно радужно, правда, в 1984 году, когда морально вымирающая классика спрашивала срочной замены. Поскольку Фиат наотрез отказался от сотрудничества с АвтоВАЗом, завод разрешил строить собственный автомобиль на основе закупленных иностранных патентов, но с поддержкой опытных зарубежных инженеров-проектировщиков. Машина должна была быть переднеприводной и с таким двигателем, какого хватило бы заводу на ближайших пару десятков лет.
В итоге автомобиль проектировался в СССР, а на этапе доводки, испытаний и подготовки к серийному выпуску, бывальщины завербованы иностранные специалисты. При этом было куплено более 20 патентов на производство и еще столько же лицензий и соглашений о поставках комплектующих начиная от патентов на новое реечное рулевое управление, дверные замки, кнопки включения приборов на передней панели, оптику, сцепление, коробку передач, подвеску Мак Ферсон и много других агрегатов и узлов. Позже, когда девятка сделалась 2114, эта тенденция распространилась и на новые модели, за исключением внешнего дизайна кузова, о каком стоит рассказать подробнее.
Дизайн, продиктованный трубой
Собственно, и повествовать нечего — это просто рестайлинг 2109, но внешность автомобиля рисовалась не попросту так, а с учетом коэффициента аэродинамического сопротивления. Форму бамперов лепили в буквальном резоне в аэродинамической трубе на Дмитровском полигоне и тут же снимали показания. В трубу вогнали стоковую девятку, сняли стандартный бампер и стали продувать машину с бампером, вылепленным из скульптурной массы. Достоверно так же была вылеплена передняя часть 2114.
Задняя часть тоже не осталась без внимания. На седан 2115 ввели небольшой спойлер на багажнике, а на хэтч — дефлектор на пятой двери. Нескольких сессий в трубе достало, чтобы дизайнеры зафиксировали на бумаге основные параметры измененных деталей кузова, а уже спустя несколько месяцев в аэродинамической трубе показались настоящие, железные ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115. Коэффициент аэродинамического сопротивления, подлинно, удалось несколько понизить. До рестайлинга автомобиль имел Сх=0,453, а после доработки — Сх=0,429. Не бог весть что, но зато изменения позитивно повлияли на подъемное усилие передней части автомобиля. По сравнению с девяткой удалось его снизить на 30%.
Истина, если сравнивать эти результаты с выпускающейся уже на то время ВАЗ 2110, то они как минимум в два раза хуже. Отсюда многие задавались проблемой — а зачем вообще было выпускать почти девятку, но еще не десятку. Та публика, какая более прижимистая, безусловно, купить 2109, тот покупатель, который желает новенького, купит 2110, а 2114… так, для любителей раритетов. К тому же, как показали краш-тесты, с безопасностью собственно у этой модели были большие проблемы.
Вообще, будет странно, как можно с такой внушительной лабораторией, огромнейшим инженерным потенциалом, выпустить автомашина, который по уровню безопасности не смог и приблизиться к убийце Чери Амулету. А этот автомашина буквально рассыпается при столкновении с 40% перекрытием на скорости 64 км/ч. В этих же условиях ВАЗ 2114 не вынес никакой критики. Рамку лобового стекла вывернуло в салон, блок педалей сместился на 320 мм вовнутрь, а дверной проем сузился на 120 мм. Передний бампер, который так длинно лепили в аэродинамической трубе, рассыпается в щепки и не гасил энергию удара совершенно. Кузов после тестового удара восстановлению не подлежал, кстати, ВАЗ 2109 выглядел гораздо лучше в ходе теста. Сказалось ухудшившееся качество сварных швов и подгонки элементов силового каркаса.
Технические характеристики ВАЗ 2114
Двигатели, какие устанавливались на ВАЗ 2114 — все те же, которые ставили на другие переднеприводные ВАЗы. Это самый первоначальный, девяточный полуторалитровый мотор с карбюратором и 69 лошадями мощности. Запоздалее на автомобиль стали устанавливать систему впрыска с форсунками и топливной системой Бош. Вначале это был безальтернативный 1,6-литровый 82-сильный впрысковый двигатель 8-клапанной головкой. В принципе, это был тот же самый двигатель от девятки, лишь с увеличенным радиусом кривошипа на коленчатом валу и, соответственно, рабочим ходом поршня. Кроме системы впрыска и объема, идейно он ничем не выделялся от базового мотора.
Позже на автомобиль стали устанавливать 16-клапанный мотор от Приоры на 98 л.с. Особенных конструктивных изменений двигатель тоже не получил, кроме двухвальной головки блока цилиндров с 16 клапанами и новоиспеченной прошивки электронного блока управления двигателем. Все впрысковые 2114 снабжались новоиспеченным выпускным коллектором и катализатором. Таким образом получилось довести норму выброса нездоровых веществ до норм Евро2.
Видео: тест-драйв ВАЗ 2114
Особенного выбора у потенциального покупателя 2114 не было, но если необходим был более высокий ресурс двигателя и умеренный расход топлива, выбирался самый немощный мотор с впрыском, если в приоритете была мощность и динамика, предпочтение отзывалось мотору с 16 клапанами, однако, и на том, и на другом агрегате раз в несколько лет требовалась замена утилитарны всех датчиков, свечей зажигания, устранялись течи антифриза в самых неожиданных и непрогнозируемых пунктах.
Несмотря на все это, автомобиль нельзя назвать полностью провальным проектом. Его покупали тогда новоиспеченным, покупают и сейчас с солидным пробегом благодаря простому ремонту, присутствию запчастей и копеечной стоимости обслуживания. Но от кармы не деться никуда.