Все мы помним мультипликационные автомобильчики с гибкими, пластичными конфигурациями, которые могут выгибать «спину», будто кошки, пожимать «раменами», «улыбаться» бампером, оглядываться, сгинать и разгинать свой нарисованный кузов. Как бы это ни было изумительно, в реальности всё обстоит почти так же, хотя и не настолько гипертрофированно: кузова наших автомашин в процессе езды испытывают колоссальные нагрузки, и их геометрия не остаётся неизменной.
Если старенький «универсал» одним из задних колес стоит на рослом бордюре, заднюю дверцу вы уже захлопнете не без труда. Если вы поддомкратите одно из колёс и сделаетесь закрывать ближайшую боковую дверь — она ощутимо подпрыгнет, чтоб угодить на своё родное место. Чем старше машина, тем это заметнее. Всё потому, что с годами накапливается утомление металла, и бывший сбитый бодрячок начинает вести себя как расхлябанный алкоголик: кузов ощутимо «ходит» даже при переезде по диагонали сквозь лежачего полицейского. «Играющий» кузов заметно снижает точность управления в заворотах, бьёт по нервам при езде по колдобинам и выбоинам, а поскольку наши пути на 90% состоят из холмов и буераков с колдобинами и выбоинами — на всё нервов не достанет. Если кузовная жесткость ослабла, то повороты авто будут выходить с задержкой по причине замедления реакции конструкции машины. «Играющий» металл в пунктах крепления рычагов будет вызывать рассогласованность в работе задней и передней подвесок. От постоянного действия сил скручивания произойдёт быстрое старение кузова, разведутся сварные швы, интенсивно прогрессирует коррозия…
От чего зависит прочность кузова?
Коротко — от страны производителя, от материала кузова, от качества штамповки и сварки, от конфигурации кузова, величины, от его возраста. Не будем брать элитные марки образа Роллс-Ройса и Феррари, с ними всё понятно — на них денег не жалеют. А вот массовым производителям доводится искать золотую середину между ценой и прочностью.
Немецкие кузова крепче японских, японские прочнее французских, итальянских, корейских и американских, а наши вообще стоят особняком… Немцы не экономят на материале, а немецкое качество взошло в поговорку. Почти то же можно сказать о японцах. Жаль, что нашим в этом плане похвастаться нечем. Если материал нормальный, то качество сварки и сборки подведёт… О конфигурациях кузова: универсал и минивэн наиболее подвержены эффекту «скручивания», дальше идут по мере возрастания прочности пятидверные хэтчбеки, трёхдверные хэтчбеки, седаны, купе. Можно приметить явную тенденцию — однообъёмный кузов «слабее» двухобъёмного, и чем меньше дверных проёмов в машине, тем кузов крепче. Большая машина «гибче» маленькой. Ну, и конечно возраст никто не отменял. Все мы с годами концентрированнее не становимся.
Для кого особенно актуально усиление кузова?
Конечно, прежде итого, для профессиональных спортсменов. Именно благодаря их поискам и находкам мы имеем цельный набор способов, приёмов и средств усиления кузова. Вспомните, как выглядят автомашины, специально переоборудованные для ралли, кросса или гонок на выживание.
Но усиление кузова не немного актуально и для нас, рядовых автолюбителей — при наших дорогах, наших автомобилях, и при том, что безотносительное большинство из нас ездят на возрастных, и весьма возрастных иномарках.
Живо усиление кузова и для любителей спортивного стиля езды, ощущающих себя стрит-рейсерами в душе. И для почтенных пап семейств, прежде всего заботящихся о своих чадах и домочадцах — в плане безопасности. И для охотников основательности и стабильности во всём по жизни. Усиление кузова — это прочность, выносливость, безопасность, точность в управлении, какие нужны всем. Но как усилить машину?
Усиление кузова своими дланями
Те, кто любит возиться с машиной у себя в гараже, кто обожает мастерить и у кого это хорошо получается, конечно, могут многое улучшить самостоятельно. Но тут есть подводные камни. Не сочтёт ли автоинспектор на техосмотре вашу самоделку несанкционированным вмешательством в заводскую конструкцию? Не подвернётесь ли вы на удочку дяди Васи, который задул дырявые порожки своего ВАЗа 2101 монтажной пеной и с гордостью всех убеждает, что разрешил проблему, что стало намного прочнее? — На самом же деле дядя Вася создал иллюзию укрепления кузова — монтажная пена отняла детали естественной вентиляции, конденсату теперь некуда испаряться, и коррозия пойдёт вдвое скорее…
Что, где и как делают для укрепления кузова?
Наиболее распространены несколько способов укрепления.
Сварка. На заводе детали кузова связывают методом точечной сварки, а это означает, что все основные заводские сварочные швы не излишне будет нормально проварить всплошную, желательно с накладками полос металла по чертам швов. Сварка применяется и в комбинации с другим распространённым способом укрепления — вступлением дополнительных укрепляющих элементов в угловые конструкции кузова — перемычек, косынок, штанг, поперечин, распорок, треугольников.
Эти конструкции либо делают съёмными и вваривают лишь уши для них, на которые они затем крепятся болтами. Либо непосредственно приваривают к тащащим элементам кузова. Чаще всего укрепляют передок кузова — собственно он испытывает наибольшее влияние внешних сил при поворотах и «змейках». Популярный способ упрочнения кузова — передние распорки. К выгодам подобный конструкции можно отнести простоту монтажа, умеренную цену, усиление жесткости передней доли автомобиля, наконец, визуальную эстетичность. Более сложный способ усиления кузова — установка трубчатого каркаса безопасности.
Для любой модели авто набор укрепляющих элементов — испытанных, просчитанных, одобренных заводом-изготовителем. Обращайте внимание на сертификацию укрепляющих деталей, её присутствие — подтверждение того, что завод-изготовитель испытал и одобрил данный элемент для установки на свою машину.
Как усилить кузов автомашины?
Лучше всего, обратившись в профессиональный тюнинговый центр. Вы специалист в своей сфере — доверьте труд специалистам в сфере тюнинга. Проверено автовладельцами по всему миру, затраты окупятся сторицей. Каждый должен заниматься своим делом. Не стоит также отдаваться дяде Васе — неизвестно, что он наваяет и во что это выльется.
Вывод один: укреплять кузов необходимо, и необходимо, чтобы это делали специалисты при помощи сертифицированных деталей.