Как произнёс однажды Ричард Бах, популярный в обывательской среде 70-х американский беллетрист, «парусники – владыки времени». Разве что этой фразой и можно объяснить вклейку с архивными кадрами большущего многомачтового корабли в видеоролике, посвящённом премьере рестайлингового DS 4. Но как объяснить, что корабль из французского видео – наш отечественный учебный барк «Седов», приписанный к Росрыболовству?..
Беллетрист Бах не счёл нужным снарядить «Седова» в экспедицию по однообразным, как арктические льды, ширям своей прозы, поскольку предпочитал самолёты. Что касается горе-полярника Георгия Седова, он закономерно дал дуба на линии к Северному полюсу – из рук вон плохо, наспех, организовал поход. В назидание потомкам Бах мог бы написать об этом, тем немало, что для поиска группы Седова впервые в полярных широтах использовали авиацию. Эпопея, однако, не вдохновила янки, так что вникать в логику французских клипмейкеров будем без него.
Самостоятельный разбор известных нам фактов о паруснике «Седов» (сошёл с верфи в немецком Киле в 1921 году, пришёлся СССР по репарациям после Второй мировой и т.п.) приводит нас к единственно вероятному выводу: французы, собиравшие видео рестайлингового DS 4 просто-напросто не придали смысл набору кириллических символов на борту. В этом невнимании к деталям – тяни концерн PSA: претензии на высокое качество продукции оборачиваются недоумением потребителя. Впрочем, два года назад вступивший в место президента PSA Карлос Таварес резко сменил курс и ситуация сделалась потихоньку выправляться. По всей видимости, окончательно выправиться она только после 2018 года, когда под маркой DS наконец-то начнут спускать модели на платформе EMP2 (компактная) и EMP1 (субкомпактная).
Сам прообраз парусника-как-властелина-времени, сомнений не возбуждает – это Citroёn DS 19, представленный на Парижском салоне в 1955 году. В первоначальный же день на этот флагман автомобильной флотилии Франции нашлось 12 тыс. желающих, а за 10 дней, что трудилась выставка – 80 тыс. Сейчас трудно поверить, но именно по DS – спустя 17 лет после премьеры! – европейские журналисты сверяли показавшуюся в 1972 году «пятёрку» BMW. Ещё через два года «ситро» стал элементом пищевой цепочки семейства Peugeot, и DS сняли с производства. Неудивительно, что именно его имя, связанное с временами самостоятельности, технологическим превосходством и уникальной суммой потребительских качеств взяли для новоиспеченного премиум-бренда – других претендентов нет.
Нынче один из старых DS – либо бронированный лимузин президента де Голля, либо кабриолет от Шапрона, либо какой иной из знаменитых, стоит на почётном месте в парижском DS Store, как бы сообщая посетителям, что с парусниками у марки всё в распорядке. Со всем остальным – пока не очень и остроты проблеме добавляет тот факт, что DS позиционируется как премиум-бренд.
Мочевина-премиум, 17 литров
Формально DS изолировали от Citroёn в июле 2014 года, однако потребители ощутили это лишь в феврале 2015 года – под капот DS 4 наконец-то поставили сколько-нибудь нынешние моторы и коробки. Но только в августе 2015 года, аккурат перед автосалоном во Франкфурте, разворошив был оформлен визуально – с радиаторной решётки DS исчез двойной ситроеновский шеврон.
Собственно, с половины нынешнего лета россияне впервые могут приобрести рестайлинговый DS 4 в новоиспеченном обличье и с новыми моторами, точнее – с новыми дизелями серии BlueHDi. Вместо старого агрегата в 160 л.с. появились: 1,6-литровый в 120 л.с. и 2,0-литровый в 180 л.с. К обоим моторам цепляют модернизированную 6-ступенчатую гидромеханическую АКП (индекс EAT) Aisin. Этот «машина» уже успели оценить немногочисленные российские покупатели Peugeot 308 второго поколения в исполнении GT Line, равновелико как и Citroen С4 Picasso. На обеих машинах АКП идёт с бензиновым турбомотором 1.6 THP. На рестайлинговом DS 4 этот ветеранский двигатель остался, но комбинируется со престарелой 6-ступенчатой коробкой той же японской фирмы.
Затрагивая техническую сторону проблемы, важно развеять один слух, укоренившийся в массах с лёгкой длани коллег-журналистов. В прошлом году стало известно, что в Европе DS 4 пойдёт и в базовом исполнении, и в версии Crossback, какая выше на 40 мм. В Россию машину привозят исключительно с максимальным клиренсом, то кушать, только «кроссбеки». Однако название Crossback на российском рынке отдано топовой комплектации, а базовую именуют Be CHIC, отсюда и пошла молва, будто у нас будут продаваться разнокалиберные машины. Что прикасается просвета, замеры на машине без водителя, показывают, что под защитой бака – 21 см, однако это не самая низенькая точка в пределах колёсной базы. Здесь же по продольной оси размещаются SRC-катализатор и сажевый фильтр, забранные в одну «консервную банку», – корпус этой «жестянки» съедает ещё возле 3 см.
К слову, и защита бака с дизтопливом, и штамповка, предохраняющая поддон картера двигателя от механических воздействий, вполне состоятельны, по крайне мере, на вид. Вообще, чистосердечно слабых мест под днищем осмотр не выявил, так что с учётом большого просвета, куцых свесов, функции отключения ESP, и, самое главное, возможностей 180-сильного дизеля с максимумом момента, доводящимся на 400 Нм, можно констатировать, что уж на лёгком бездорожье машина своё возьмёт.
Ещё одинешенек важный технический момент, требующий привыкания от владельца DS. Дизели линейки BlueHDi удовлетворяют нормам Евро 6 и, как и многие аналоги, оснащены системой впрыска мочевины: раствор аммиака, подводится к SRC-катализатору из 17-литрового бачка, размещённого в заднем свесе. Поднимаем панель багажника, показываем на 8 часов от запаски типа «докатка» круглую резиновую заглушку в днище, она и обнаруживает доступ к заправочной горловине. Жидкости должно хватить на 20 тыс. км пробега, однако ж, не все водители, будем открыты, регулярно посещают ТО, в ходе которого работники сервиса и выявляют нехватку аммиачного раствора. Специально для таких обладателей предусмотрена напоминалка. В тот момент, когда забор мочевины переключается с основной ёмкости на резервную, на экране бортового компьютера является предупреждение, а после того, как мочевина иссякнет, сработает блокировка запуска дизеля, какой без впрыска мочевины в выхлопную трубу уже перестаёт удовлетворять нормам Евро 6. Это я к тому, что воспользовавшись негласной заглушкой произвести долив раствора можно самостоятельно, только ради этого тянуться на СТО не имеет смысла.
В утешение будущим владельцам дизельного DS 4 могу произнести, что «в нагрузку» к системе впрыска мочевины в выпускной тракт прилагается превосходнейший дизель. Резервов тяги у мотора – с избытком, реакция на действие педалью газа – утилитарны мгновенная, набор тяги – ровный и быстрый, ускорение ощущается разом же после нажатия на педаль газа, причём в широком диапазоне витков – вплоть до 4000 об/мин. Что касается коробки, настройки её вполне способствуют деятельной езде, так что в ручном режиме нужды особой нет, тем более, что электронная защита «от глупца» не позволяет сколько-нибудь уверенного замедления с понижением ступеней. К примеру, 1-ю передачу можно включить, лишь сбросив скорость до 30 км/ч. Единственная, пожалуй, претензия к ней – весьма ощутимые рывки при маневрировании с небольшими скоростями, а так же при сбросе газа, когда «автомат» скидывает со 2-й ступени на 1-ю.
А вот система stop&start весьма сгодится в городском цикле, если, конечно, речь не идёт о часовой вялотекущей пробке. Она так долго «держит», что действительно вносит свою лепту в снижение расхода. Даже при деятельной езде по городу, причем в относительно загруженные часы, на бортовом компьютере немало 8,5 л/100 км не будет, а если начать пользоваться педалью газа умеренно, то можно скинуть еще литр.
То ли тот, то ли другой…
Экстерьер рестайлингового DS 4 вполне можно было бы именовать «тот другой», как костюм Тома Сойера. Американский мальчик, как известно, носил его длинно, но надевал исключительно для посещения воскресной школы, что и давало некоторый эффект новизны. Дизайнеры PSA использовали этот же зачисление, только в иной плоскости: при рестайлинге они поменяли лишь два элемента, но самых значительных при идентификации внешности – решётку радиатора и фары. Неудивительно, что и в Москве и в негромких парижских предместьях на новый DS 4 публика реагирует совершенно одинаково – подолгу таращится на машину, соображая, что с одной стороны это вроде как что-то знакомое, но другой – уже совершенно достоверно не Citroёn.
Интерьер DS 4, наоборот, практически не изменился – это наименее соответственная премиальным амбициям бренда часть машины. Руль и панель приборов – зияющие вышины народного французского автопрома прямо отсылают к «дачному седану» C4, поскольку у него же и позаимствованы. В этом резоне, чтобы не расстраиваться, можно не садиться в С4 седан перед покупкой DS 4.
Правды ради нужно сказать, что инженеры PSA приложили все усилия к тому, чтобы добавить премиальности в автомашина, замешанный на общей с седаном С4 старенькой платформе PF2. Рассудили правильно: для массового потребителя основное мерило качества машины – комфорт. И тут уже и седан С4 и хэтчбек, который у нас уже поспели подзабыть, проигрывают DS 4 по всем статьям. Во-первых, имеются превосходные передние кресла, удобство каких не ограничивает поясничный подпор с весьма узким диапазоном работы и регулировкой лишь в продольном направлении. Во-вторых, подвеска. Она даёт недостижимую для народных «ситро» плавность хода при утилитарны полном отсутствии кренов в быстрых поворотах. DS 4 слегка грешит повышенной чувствительностью к колейности, однако ж, ничего критичного. В-третьих, стабильность поведения при движении в стационарном порядке с высокими скоростями и при экстренном торможении существенно выше, чем у родственных Citroen. Тот же седан на скорости рослее 120-130 км/ч приходится постоянно удерживать на прямой, давая корректировку рулём, про экстренное замедление и сообщать не хочу, тут от водителя требуется предельная концентрация внимания.
Казалось бы, удивительно сравнивать премиальный вроде как DS 4 с технически близкими бюджетными одноклассниками, и приходить к выводу, что он лучше. Увы, пока модель не минует стадию полноценного технологического обновления, то есть, не будет спроектирована на перрону EMP2, ни о каком сравнении с премиальными конкурентами, а именно, с Audi A3 и Mercedes-Benz A, не может быть и выговоры. В этой «хайтековой» компании DS 4 и впрямь выглядит эдаким парусником, и фактические её соперники – не первой свежести Alfa Romeo Giulietta и Volvo V40. А с немцами DS 4 может тягаться лишь в цене. Чего уж там, парусник – дело дорогое…
Кстати, ненаблюдательным французам недурно бы знать,
что у нашего Росрыболовства имеются и другие суда помимо «Седова». Их
интернациональные называния могли бы украсить корму грядущих DS. Вот, скажем,
«Паллада» – прекрасно подойдёт для большой модели представительского класса,
или, произнесём, «Крузенштерн» – сгодится для юркого малыша-космополита…