У любой автомобильной компании есть собственные планы на будущее, но некоторые производители уже утилитарны доказали одну вещь. Они умеют и будут его формировать, нравится это прочим, или нет. В исследовательских центрах японской Тойоты творится такое, что не каждый мещанин готов воспринимать наяву. Не говоря уже о конкурентах. Вон, Приус ещё десять лет назад был объектом колкостей, а сегодня серийный гибридный автомобиль по божеской цене уже реальность даже в России. И если гибриды сейчас строит любой второй автозавод на планете, то с водородными автомобилями не так все гладко. До недавнего поре это было дорого и совсем нерентабельно.
Выставить шоу-кар на автомобильном салоне — дело одно, а подготовить грунт для жизни совершенно нового типа технки — совсем другое. Японцы готовы показать всем, как выглядит грядущей без нефтяных вышек, а первым по-настоящему массовым автомобилем, который обходится без нефтепродуктов, сделалась Toyota Mirai.
Спорный внешне, убедительный внутри, фото
Даже дерево заговорит, когда увидит дизайн серийного седана Тойота Мирай 2016-2017 модельного года. Нет, на выставочных площадках демонстрировали экземпляры и похлеще, но чтобы вот так, запустить в серию машину с откровенно возбуждающим дизайном, надо быть Тойотой. Если Приус уже потихоньку набрал себе клиентскую базу не лишь в Европе, но и в Азии, и в РФ, его уже хотят и записываются в очереди, то Toyota Mirai мастерит только первые шаги навстречу широкой публике. Однако задача новоиспеченной модели не собирать очереди, а в первую очередь приучить публику к новоиспеченному типу топлива, водороду. За ним, говорят, будущее, а будущее по-японски — mirai.
Топливные элементы, вода, водород — все это пугающе малопонятно для человека хоть как-то знакомого с техникой, а для незнакомого, и вовсе космос. Желая ничего сложного тут нет и никаких инопланетных технологий японцы не используют. Машина на водороде могла показаться ещё сто лет назад и кто знает, где был бы бензин и солярка, если бы с водородным двигателем тогда уложилось все более удачно. Однако задача Toyota Mirai — быть дружественной к несложному потребителю, что она и показывает на всех тест-драйвах. Все, что нужно для поездки на водородном Мирай — забрать баки водородом и спокойно ехать, как на обычном гибридном автомобиле до вытекающей заправки, а она должна быть не дальше, чем 500 км. Вот в этом главная проблема.
Даже в родной для Toyota Mirai Японии насчитывают не немало 25 водородных заправочных станций. И этого мало. Одна такая заправка стоит возле миллиона евро, поэтому кому-то нужно вкладывать хорошую копейку в развитие сети. Природно, что нефтяные магнаты не станут рыть себе могилу, хотя если любой из них продаст хотя бы по одному автомобилю из своего гаража и построит на эти денежки хотя бы одну заправку, то вопрос с обеспечением автомобилей водородом можно было бы находить закрытым. А так сеть водородных станций строят сами производители. Тойота, Хонда, БМВ, Фольксваген и Даймлер. Тем не немного в Японии уже к концу этого года запустят около сотни водородных заправок, в Штатах — возле пятидесяти, а в Европе количество водородных АЗС перевалит за пять сотен, истина, к 2020 году. Придется потерпеть.
Как он едет? Принцип работы Toyota Mirai, описание
Кузовные панели, чистосердечно говоря, дело даже не десятое. Зашить пластиком и алюминием можно любое шасси и сделать его хоть футуристичным, хоть в манере машин 40-х годов, дело вкуса. Основное находится под панелями кузова, капотами и обшивками. Если их сбросить, то мы увидим шасси привычного Тойота Приус пятого поколения. Ничего особенного — спереди стоически МакФерсон, сзади — торсионная балка, электроусилитель руля, дисковые тормоза по сфере. Главное находится даже не под капотом, там стоит обычная гибридная силовая установка, лишь вместо двигателя внутреннего сгорания установлен водородный генератор, вот и все.
В принципе, Toyota Mirai — это электромобиль, лишь электричество к электродвигателю поступает не только от аккумуляторов, но и из электрохимического генератора. Аккумулятор организован из никель — металлгидридных элементов, что позволяет обеспечивать высокие пусковые токи даже на морозе. Сама АКБ довольно компактна, она установлена над одним из баков для водорода. Электрохимический генератор также небольшой, он размещён под передними сиденьями.
Трудится Toyota Mirai очень просто:
- Воздухозаборник в передней части автомашины, там, где мы привыкли видеть радиатор, отбирает воздух и подаёт его в ёмкость.
- Кислород из этого объёма подаётся на электрохимический генератор.
- В баке вместо бензина есть водород, который также закачивается в генератор.
- В результате электрохимического процесса образуется электричество, какое подаётся на электродвигатель и вода, которая сливается за борт.
- Электромотор крутит трансмиссию, Toyota Mirai едет к вытекающей заправке. Пока что запаса хода хватает на 500 км.
Первый электрохимический генератор Тойота построила сама ещё восемь лет назад. Тогда он заключался из 400 элементов, весил больше ста килограмм, а для его размещения надо было выделить почти 70 литров здорового объёма. Новые топливные элементы эффективнее, производительнее и легче, потому сегодняшний серийный генератор электричества имеет массу всего чуть вяще 50 кг, занимает 37 литров пространства и может выдавать 115 кВт. Генератор новоиспеченной модели в два с половиной раза эффективнее, чем старый.
Баки для водорода Тойота тоже научилась строить сама. В автомашине установлено два бака объёмом по 60 с небольшим литров, в каждый из каких можно закачать по пять килограмм водорода. Корпуса баков выполнены из углепластика, пластика и пластика, армированного стеклотканью. Итого — три слоя. Они должны выдерживать давление до семисот атмосфер и стали легче и недороже баков прошлого поколения. Один из баков расположен в багажнике, другой — под задним сиденьем. Открываем капот, а там — обычный электродвигатель, который устанавливается на все гибридные автомашины ещё с начала 2000-х годов.Технические характеристики силовой установки немного отличаются от Приуса — мотор выдаёт в пересчете на бензиновых лошадей 154 мочи при очень серьёзном электрическом крутящем моменте в 335 Нм. Двигатель трудится от напряжения 244 В. Из отработанных продуктов — только чистая вода, полученная химическим линией. Говорят, она полезнее молока, правда, попахивает пластиком, из которого сделан трубопровод.
Водородная Toyota Mirai — практичнее Теслы
По крайней мере, так говорят факты. Электрическая Тесла может проехать от розетки до розетки лишь в том случае, если они находятся на расстоянии около 400 км друг от товарища, а Toyota Mirai протянет до водородной заправки пятьсот, другое дело, что отыскать её сложнее, чем сетевую розетку. Однако стоит учесть, что для заправки электричеством Тесле надо потратить полдня, в то пора как Мирай заправит полные баки за несколько минут. Это практично.
Ещё год назад Илон Маск позволял себе ехидные замечания и открытое хамство в сторону японских разработчиков, но сегодня он тихонько помалкивает. Попросту потому что Тойота в принципе планировала за 2015 год продать не более четырёх сотен Toyota Mirai, но уже за декабрь прошедшего года компания получила 1 600 заказов. Цена водородомобиля в один-единственной комплектации у официалов в Штатах — $57,5 тысяч. Стоимость заправки килограмма водорода в Европе — 9,4 евро, а за машину там упрашивают 66 тысяч. В рублях это будет больше трёх миллионов, но перспектива появления водородного автомашины вРоссии пока даже не оговаривается.
Тест драйв Toyota Mirai 2016-2017 модельного года
Ожидать от Toyota Mirai чуда не приходится. В жизни, если не углубляться в электрохимические тонкости, это обыкновенный автомобиль на электротяге. Тихий, безопасный, экологически чистый. И мощный. Посудите сами — 355 Нм крутящего момента без каких бы то ни было ограничений числа оборотов. Все эти ньютонометры доступны сразу и до остановки. Да, машина не слишком легковесная, она весит (благодаря аккумуляторам) около 1800 кг, но зато и центр тяжести есть низко. А это способствует точному рулению и невероятной устойчивости машины в заворотах.
У Toyota Mirai есть несколько режимов работы, но самый увлекательный из них — Power. Нажав такую кнопку, водитель получает возможность разогнаться до сотни за 9 секунд, а максималка для водородника ограничена на 180 км/ч, желая в компании говорят, что это далеко не предел. Хотя куражиться не хочется. Машина невообразимо тихая, гораздо тише, чем Приус в электрическом режиме. Изредка побулькивает генератор, кушать некоторый аэродинамический шум на высокой скорости, шин практически неслышно. Пожалуй, это самый негромкий автомобиль по отзывам владельцев в мире, если не сильно наступать на акселератор. Лишь тогда в салон прорывается едва заметный троллейбусный зуд.
Пока что принудить купить новый Toyota Mirai может только непреодолимая тяга изменить мир к лучшему за собственный счёт и поправить финансовое состояние компании Тойота. В остальном покупка водородного автомашины, скажем, в Москве, экономически себя никак не оправдывает, тем более, что сеть автозаправок лишь начинает развиваться. Хотя Mirai продают в Германии, Бельгии, Англии и Дании весьма хорошо. Именно с этих стран начали строить сети заправок и собственно там есть крепкие льготы для покупателей экологически чистого транспорта. Как налоговые, так и положительные правительственные дотации на покупку нового автомобиля, а кроме того, проходят акции трейд-ин, программы утилизации и прочие завлекухи. Так что даже ныне инвестировать свои деньги в экологию в Европе выгодно и модно.
Разумеется, когда-то водородное будущее докатится и до наших дорог, но въедем мы в него, скорее итого, не на Toyota Mirai, а на какой-нибудь китайской копии корейского последователя японского первооткрывателя. Так же недороже…