На Колыме нет железных путей, нет мощного речного судоходства. Главными транспортными артериями края остаются выстроенные зэками Колымский и Тенькинский тракты. Land Rover Discovery экспедиции “Обнаруживая Россию” прошли по легендарным трассам. Даже летом это оказалось делом нелегким…
Солнечный Магадан – выражение из разряда черноволосого юмора, но мне столица Колымского края запомнилась пронзительными криками чаек по утру и… солнцем.
Повезло. С 2009-го, сообщают, не было здесь такого лета: с мая по сентябрь выдавалось лишь с неделю солнечных дней без дождей. Здешние рады редкой щедрости природы под занавес августа.
Мы тоже…бывальщины рады, пока не выехали за пределы магаданской особой экономической пояса. Вскоре за таможенным постом в полутора сотнях километров от города-порта вполне терпимая федеральная трасса Р504 по факту превратилась в легендарный Колымский большак. Как там у барда Юрия Лебедева?:
Здесь асфальта не было и нету,
И ныне точно так же, как вчера,
По костям десятков тысяч зэков,
Матерясь, ведут машины шофера.
Все пылят и пылят КАМАЗы,
Корабли Колымской линии…
В летний зной густою пеленою
Пыль, хоть глаз раскалывай, хоть оба – все зазря,
Оттого, видать, вдоль трассы чередою
Обелиски в память шоферам стоят…
Тут, как говорится, не убавить. Можно лишь уточнить и кое-что добавить. Во-первых, та же картина на Тенькинском тракте, по какому мы через пару дней возвращались в Магадан.
30 лет назад эта груда металла, возвышенная из ущелья на одном из перевалов Колымского тракта, была грузовиком ЗиЛ-130. Водитель погиб
Большак Колымский круглый год коварен. А более узкий Тенькинский – тем паче
Во-вторых, на Колыме многие годы с половины 50-х доброй славой пользовались грузовики Tatra с дизелями воздушного охлаждения. Так вот чешские спецы якобы высчитали, что на перегоне Магадан-Сусуман (около 600 км) каждая их машина в сухой, теплый этап поднимала в воздух 30 т пыли.
Нашей колонне все же проще далось передвижение по этой планете пыльных ураганов: из головного Disco по рации оповещали о встречках. Увы, нет пока приборов, способных разглядеть в щебне болты, саморезы, а оснащенные мощными магнитами автомобили-сборщики такого рассыпного металлолома на Колымском большаке исчезли вместе с Союзом. Впрочем, и они не помогли бы уберечься от торчащей отвесно на обочине арматурины. Словом, для торговцев шинами трасса Р504 – рай дольный.
А для путешествующих Колымский тракт – территория, где понятие “шоферское братство” не порожний звук. Стоило нашему экипажу остановиться для замены колеса, как рядышком тормознул встречный КАМАЗ, и его водитель предложил помощь.
Проехать по колымским линиям и не пробить хотя бы одну покрышку? Это что-то из разряда антинаучной фантастики
Московских номеров “буржуинского” Disco он как бы и не приметил: без взаимовыручки на Колыме – труба. И без юмора тоже.
Еще в Магадане “зацепили” наименования автомоек, “Атлантика”, “Цунами”. Дальше – больше. Русскоязычные топонимы, сохранившиеся с ГУЛАГовских преходящ, часто вызывают улыбку, настраивают на лирический, а то и философский лад.
Оцените. Ручьи: Поразмысли, Бабай, Пахомыч, Аккорд, Порфировый или просто Б/Н.
Речки: Красавица, Ягодники, Донышко, Сухая (подлинно, не очень мокрая).
Перевалы: Гаврюшка, Дедушкина лысина (из-за безлесных сопок). А вот наименование перевала Яблоневый иносказательно. Тут все дело в грунте особого, розоватого краски. И разумеется, Колымский тракт не мог не обрасти легендами.
Русскоязычные топонимы на Колыме имеют позитивную или нейтральную окраску, а эвенские и якутские – нередко тревожную. Так, Сусуман означает “поземка”, Оротукан – “выжженный участок леса или луговина”, Бутугычаг – “копытка” (болезнь ног у оленей), Мальдяк – “вымирание”
Одну из них о трудившейся в придорожной чайной Дуньке зарифмовал Владимир Высоцкий, прилетевший весной 1968 г. в Магадан проведать своего товарища, поэта Игоря Кохановского:
То бишь, о чём? – о невесте я:
Стерва и малость прижимиста,
Очень красивая бестия
С ямкой в районе пупа…
Кто норовил в обладатели,
Будь он нечёсан и топорен!
Ох! Рыли землю старатели,
Чтобы наполнить ей пуп…
Дунька лежала уложенная
Прямо в избе топором…
Золото! Где ты, добытое
Дунькиным честным пупом?!
Да что там! Большак породил даже свой жаргон (см. Краткий Колымский дорожно-технический словарь). Увлекательно, но в нем отсутствуют определения для продукции, как представляется многим, непобедимого германского автопрома. “Немец” на Колыме – даже вящая редкость, чем на Сахалине!
Краткий Колымский дорожно-технический словарь
Камазяка – перевод не требуется
Колымбак – добавочный, иногда самодельный топливный бак. На грузовиках встречаются экземпляры вместимостью до 3 т. Колымская зима диктует!
Люлька – вал, трамплин дорожного покрытия
НАлив – автоцистерна
Рогатка – лесовоз
Вот чету Discovery (причем одного первой серии) с местными номерами мы повстречали. А властвуют на дорогах, как несложно догадаться, внедорожники и легковушки из Страны восходящего солнца. В основном подержанные.
Заправочные колонки на Колыме могут быть совершенно древними или новейшими (большая редкость), но табличек со стоимостью топлива вы не увидите нигде. Работающих АЗС осталось так мало, что о конкуренции нет речи. В Усть-Омчуге литр дизтоплива обошелся нам в 50 руб., в Сусумане – в 54 руб.
Отворить дилерские центры в Магадане для продажи новинок рискнули лишь Hyundai, Nissan и SsangYong. А ближней к Сусуману вдоль тракта можно устанавливать щиты с лозунгом “Советский автопром живее всех живых!” Самодвижущийся антиквариат еще деятельно бороздит просторы Колымы.
А она красивая, Колыма. Дождик, все же пару раз накрывавший наш караван, прибивал пыль и позволял насладиться мощными, суровыми панорамами речных долин и сопок, накрытых разноцветной после первых заморозков растительностью. А еще поразило, как низко ползут по скатам облака.
Это не туман. Точнее, не привычный туман, а облако на вершине сопки Купол. Включите воображение и на заднем плане вы разглядите панораму Магадана
В одно из таких по возвращении в Магадан мы заехали по обсеянной острыми каменюками тропе на вершине сопки Купол у бухты Нагаева. И отчего-то досаждавшие нам три дня пылевые бури вспомнились уже с легкой грустью. Да, через полторы недели после нашего отлета, 6 сентября, в 200 км от Магадана, в пунктах где трудилась та самая Дунька “Пупок”, выпал – и основательно – снег…