К начину зимы на нашем рынке осталось всего 7 таких моделей – полноприводных, стоимостью до миллиона. И если отбросить навсегда устаревшие УАЗики и вышедшую уже даже из бальзаковского года первую «Ниву» – рекомендовать к покупке машины без подушек безопасности мы не имеет морального права – самыми доступными получаются «Шевроле Нива» и «Рено Дастер».
У «Шеви» немало недостатков, и мы не станем все их в очередной раз повторять, у нас сегодня другая задача: выяснить, может ли нынешний кроссовер сравниться с ней по проходимости. Потому как в качестве средства выживания вне асфальта «Шнива» подходит вне всякого сомнения. Ведь это адаптированный к цивильным условиям эксплуатации натуральный, а вовсе не опереточный вседорожник: постоянный полный привод, раздаточная коробка с понижающей передачей, межосевой дифференциал с блокировкой и подневольная задняя подвеска гарантируют высокую проходимость и внедорожную выносливость.
Истина, выбирать силовой агрегат покупателю «Шеви» не придется – только 80-сильный ВАЗовский мотор и 5-ступенчатая «механика». А недавно показавшаяся версия LE щеголяет не только модным, но и весьма функциональным оборудованием: шноркель, повышающий глубину преодолеваемого брода до 50 см, защита двигателя, редуктора переднего моста и заднего бампера с фаркопом, а также кронштейн крепления лебедки. Завершают манер вседорожные шины Continental Crosscontact AT M+S 215/65R16.
Да разве может поспорить с таким заправским «проходимцем» «Дастер», созданный на базе легкового «Логана»? Ведь у него самостоятельная подвеска, а за распределение момента между осями отвечает многодисковая муфта – типовое техническое решение для типичного кроссовера. Зато у «Рено» целых три мотора и две коробки. Воспользовавшись столь размашистым предложением, мы выбрали самые популярные в полноприводных версиях 2-литровый бензиновый двигатель и 6-ступенчатую «механику».
Шины у «Дастера» той же размерности, что и у «Нивы» (215/65R16), но немало асфальтового назначения – Amtel Cruise 4×4 M+S. Упрямая статистика подтверждает, что мы не зря свели эти машины в очном единоборстве: хотя конструктивно и идеологически это принципиально разные автомобили, «Шеви» и «Дастер» входят в первую десятку торговель по всему рынку. А до того, как рубль ушел в пике, они и по цене стояли рядышком: с целым приводом их можно было купить менее чем за полмиллиона. Сейчас из-за импортных комплектующих «Дастера» разница сделалась гораздо ощутимей – от 170 000 рублей. И тем не менее пока это самая недорогая иномарка с полным приводом в России. А значит, если вам необходимо оружие выживания за пределами асфальта и в деньгах вы жестко ограничены, а продукцию Волжского автогиганта категорически не приемлете, выход остается одинешенек – идти в шоу-рум «Рено». Другое дело, справится ли французский кроссовер румынского производства и московской сборки с русским бездорожьем? Вот это мы и проверим.
Вседозволенность и осмотрительность
Геометрия 1:0
«Я же сейчас перевернусь!» – меня захлестнула паника, когда «Нива» шла правыми колесами по скату миниатюрного серпантина, а левые по очереди проваливались в трещину, размытую дождями. Вот до чего доводит эмоция вседозволенности! Ведь пока я подъезжала к этому спуску, «Шеви» ни разу ни за что не зацепилась, желая было за что, и не вывесила ни одного колеса – а было где! Еще бы, ведь таким углам въезда и съезда – 35 и 37 градусов – может позавидовать подготовленный для положительного офф-роуда вседорожник. Быстрее закончится запас сцепных свойств натурального грунтовки, чем «Нива» упрется в нее бампером.
Для того чтобы не присесть днищем
на корень под правым колесом, пришлось выставляться вплоть до складывания зеркал. База покуцее или клиренс побольше облегчили бы жизнь
«ШЕВИ НИВА» чувствует себя на пересеченной
места как маленькй танк. А как еще охарактеризовать наплевательское отношение ко всему, что торчит из земли и что в нее проваливается?
Снизу все подогнуто, цепляться нечем, а если препятствие окажется выше 220 мм, то спереди контакт придется на защиту, а позади самая низкая точка – редуктор моста, расположенный еще выше. Но и «Дастер» может похвастать весьма неплохой геометрией. «Ниве» он заметно проигрывает только по одному параметру – углу рампы: 23 против 28 градусов, в каком сказывается не разница клиренса в 1 см, а 22 см лишку колесной базы «Рено». В прочем «француз» проигрывает меньше: на въезде – 5 градусов, на съезде – всего одинешенек. А потому вслед за «Нивой» он проехал без потерь, даже защитой нигде не чиркнув – несмотря на то, что место мы нашим подопечным подыскали такую, что не всякий внедорожник туда сунется. Эти сунулись. Лишь «Нива» сделала это без оглядки и почти ходом, а «Дастер» аккуратно и чуть тише: приходилось осторожно переезжать мощные корни, выползшие на дорогу, и наблюдать за тем, чтобы не оторвать бамперы на косогорах.
«Лада 4х4» | Chevrolet Niva | УАЗ «Хантер» | Renault Duster | УАЗ «Патриот» | Nissan Terrano | Great Wall H6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Геометрия 205 мм*****
|
Геометрия 220 мм*****
|
Геометрия 210 мм*****
|
Геометрия 210 мм*****
|
Геометрия 210 мм*****
|
Геометрия 205 мм*****
|
Геометрия 200 мм*****
|
Стоимость от 435 000 руб.
|
Цена от 539 000 руб.
|
Цена от 549 000 руб.
|
Цена от 709 990 руб.
|
Стоимость от 729 000 руб. | Цена от 798 000 руб.
|
Цена от 919 000 руб.
|
У этого набора проходимцев шкала
оценок не слильно выделяется о той, по которой мы сравниваем основных конкурентов. Максимальная оценка – 5 звездочек дается за наилучший показатель. Примечательно то, что вседорожники российского производства заметно выигрывают по способностям трансмиссии, их как будто до сих пор не отпускает советская реальность без асфальта. Она же влияет и на набор силовых агрегатов – за последнее время не показалось ни одного значимого мотора. У импортных моделей энергооснащенность определена по сути теми же экономическими параметрами, но пришлись к ним по-другому. На машины ставят то, что поможет удержать их цены.
Что поделаешь – старость…
Силовой агрегат 0:1
Манера преодоления препятствий ходом свойственен «Ниве» не только потому, что она так может. Попросту иногда она не может по-другому. И виной тому слабый мотор. Вазовская 1,7-литровая «четверка», какая в 2018-м отметит четвертьвековой юбилей, последнюю модернизацию пережила в 2008 году и выдает лишь 80 сил и жалкие на бездорожье 127 Нм момента. Для неспешного перемещения полутора тонн массы мотора хватает в обрез, но как лишь требуется еще немного, он не реагирует на добавление газа и предательски глохнет. Поддерживать же все пора высокие обороты чревато срывом в пробуксовку, да и неожиданные ускорения, если вдруг под колесами очутится твердая поверхность, могут привести к плачевному результату. Вот и приходится все пора балансировать на тонкой грани – чтобы и мотору не дать заглохнуть, и «Шеви» вычесть от рискованных прыжков.
Самое слабое звено у отличного проходимца –
двигатель. Он верный и неприхотливый, но любое усилие дается ему с трудом. А на бездорожье так необходим резерв тяги
Там где «Дастер» начнет буксовать из-за
нехватки сцепления, он сможет выехать за счет мотора. Мощности 143 л.с. и 195 Нм момента хватает для уверенного движения по бездорожью
Неплохо хоть, последствия таких экзерсисов во многом прощает выносливая подвесок. В колее же на педаль газа нужно жать едва не до последнего, лишь бы не стали тяжелые от налипшей глины колеса – ведь тронуться потом будет гораздо сложнее. Сил у «Дастера» почти вдвое вяще, крутящего момента – в полтора раза с лишком, так что 2-литровой «четверки» хватает для автомашины почти той же массы за глаза. Понятно, почему именно ее выбирают половина покупателей модели – доплата в 38 тысяч за подобный мотор отнюдь не выглядит запредельной. Была, конечно, пара моментов, когда машина глохла. Но их можно разъяснить моей повышенной аккуратностью – за рулем кроссовера лучше остановиться и отхлынуть назад, чем повредить кузов. И опять же, педаль сцепления у «Рено» не выделяется информативностью – почувствовать, что механизмы замкнулись, может только «дастеровод» с экспериментом. Тяговитый и оборотистый мотор вытащил «Дастер» в безоговорочные победители этого тура. «Шеви» же остается лишь посочувствовать: будь у нее мотор повеселее, и она могла быть самым торгуемым вседорожником не только в 2004-2008 годах.
Несложная математика
Возможности трансмисии 1:1
Пришло время «Ниве» воспользоваться всем своим внедорожным арсеналом. Ввожу пониженный ряд, и машина преобразилась, начала тянуть увереннее спокойнее, желая мотор пару раз все-таки заглох. Двигаться в таком режиме комфортнее по любому бездорожью: там, где можно ехать поскорее, не возбраняется переходить на 4-ю и даже 5-ю передачи, ведь их передаточные числа с использованием пониженного линии похожи на 2-ю и 3-ю повышенного. Зато если возникло препятствие, всегда кушать возможность опуститься на пару ступеней вниз. И пользоваться понижающим рядышком просто – рычаг раздатки легко переходит в новое положение. Чего не произнесёшь о блокировке дифференциала – чтобы ее включить, нужно поездить вперед-назад, чистоплотно пошевелить рулем, тогда передние и задние колеса проходят различный путь, и зубцы раздатки жестко зацепляются за выходной вал. Хорошо, что ситуаций, в каких весь момент уходил на одно колесо, было крайне немного. При этом нельзя сказать, что рыхлый песок или лесная колея самые несложные покрытия: двигаться по ним нужно ровно, внатяг, не допуская пробуксовки. А «Нива» с этим справлялась и без блокировки.
Но еще вяще удивил «Дастер». Я знала, что он неплох на бездорожье, но чтобы настолько! А все дело в весьма короткой первой передаче с передаточным числом аж 4,46 (у «Нивы» первая – 3,67) и труду электроники. При включении 4WD Lock не только замыкается межколесная муфта GKN, но шагают несколько иные команды на АБС вообще, и на системы стабилизации и распределения тормозных усилий, в частности. Потому диагональное вывешивание становится для кроссовера лишь секундным препятствием, а в песке и колее переброску момента вообще отследить невозможно.
У «Нивы» вечно
должны грести все четыре колеса – ведь полный привод у нее беспрерывный. Так оно почти всегда и получается, поскольку хода подвески таковы, что колесам утерять контакт с землей очень трудно. Если же сцепления нет, то на помощь придет блокировка
За распределение момента
у «Дастера» отвечает многодисковая муфта, управляемая электроникой, и справляется она с этим не на немало хуже «нивовского» железа. Плюс умнная АБС подтормаживает буксующие колеса. Иной вопрос: как долго все это будет работать на тяжелом бездорожье? Несколько часов «Рено» достоверно выдерживает, причем не отставая от «Нивы»
Можно лишь оценить итог – «Дастер» едет! В какой-то момент я подумала, что вот-вот начнет перегреваться муфта – по крайней мере от «Нивы» уже пошел типический запах нагретой трансмиссионки. Ан, нет: дополнительная система охлаждения уберегла механизм «Рено» от перегрева, и никаких заминок в движении не случилось.
Субъективные же ощущения, что на бездорожье «Дастер» немножко уступает «Шеви», подтверждаются простой математикой. Если перемножить все передаточные числа, отбросив утраты на трение, получится, что общее максимальное передаточное число трансмиссии, какое напрямую влияет на тяговые способности автомобиля, у «Дастера» только на треть меньше, чем у «Нивы» с ее понижающим рядышком. Именно такие выдающиеся показатели принесли нам двух победителей – теоретические баллы на сторонке «Шеви», но на практике и «Рено» проедет там, где прошла «Нива».
Оценка: Chevrolet Niva 7, Renault Duster 4
Практика против теории Всеобщий счет 2:2 Удивительное дело! Казалось, что состязание на внедорожной линии посконная, кондовая и домотканая «Шнива» выиграет у щуплого «французишки» с вящим запасом. Не тут-то было! Да, в ее способностях сомневаться не приходится, она, как старый товарищ – может выкидывать несимпатичные фокусы по мелочам, но в настоящем деле не подведет. Отсюда и высокая оценка по баллам, отбившая недюжинный внедорожный потенциал машины. Эх, ей бы современный мотор – цены бы не было! Однако пока его нет, «Дастер», по большенному счету, не уступает. Как любой кроссовер, он проигрывает по сухим оценкам технической вооруженности, но на практике управился со всеми поставленными перед ним задачами, и главное – проехал везде, где прошла «Нива». А значит, как средство существования на плохих русских дорогах он вполне подойдет. Да, участие в трофи-рейдах «Рено» противопоказано, на бездорожье смотреть к нему нужно бережнее, да и стоит машина заметно дороже. Зато, сделавшись настоящим товарищем, «Дастер» скрасит известные пути и откроет новоиспеченные.
Установка блокировок | Лифт подвески | Усиленные бамперы | Шноркель | «Зубастая» резина | Лебедка |
---|---|---|---|---|---|
межколесных дифференциалов и замена основных пар чтобы увеличить тяговитость | увеличивает углы въезда/съезда и рампы и, как при боди-лифте, позволяет ввести колеса большего размера | защищают кузов, хотя могут ухудшить геометрию. К ним можно добавить веткоотбойники | увеличивает глубину преодолеваемого брода, а вывод сапунов агрегатов не дает воде заливать узлы | вящего размера сильно повышает проходимость и… нагрузку на ходовую | мастерит преодолимым почти любое препятствие |
Общий счет 1:1
Можно лучше За десяток лет производства «Шеви» сделалась настоящим конструктором для тех, кто хочет улучшить проходимость. На нее предлагают и коробки с основными парами от классических «Жигулей», передающие больший момент, и специально разработанные усиленные редукторы под 35-е колеса, и, разумеется, чип-тюнинг двигателя. А вариантов всевозможного обвеса – сотни, от совершенно декоративного пластика до силовых бамперов под лебедки и хайджеки. «Дастер» таким вниманием джиперского тюнинга похвастать не может. Для него в основном мастерят различные декоративные элементы, которые скорее снижают проходимость, отстаивая кузов. Но есть и вполне полезные вещи – скажем, защита муфты и перроны для установки лебедки.
Параметр | Jeep Cherokee | LR Discovery Sport |
---|---|---|
Размеры (д/ш/в), мм | 4626/1904/1722
|
4599/1800/1690
|
Колесная база, мм | 2450
|
2673
|
Ширина передней/задней колеи, мм | 1466/1456
|
1560/1567
|
Путевой просвет, мм | 220
|
210
|
Угол въезда | 37˚ | 30˚
|
Угол съезда | 35˚
|
36˚
|
Угол продольной проходимости | 28˚
|
23˚
|
Глубина преодолеваемого брода, мм | 500
|
–
|
Снаряженная масса, кг | 1410
|
1370
|
Двигатель, см³ | бензиновый, спереди, долевой, R4, 1690
|
бензиновый, спереди, поперечный, R4, 1998 |
Мощность, л.с. при об./мин. | 80 при 5000
|
143 при 5750
|
Крутящий момент, | 127 при 4000
|
195 при 4000
|
Трансмиссия | 5МКП
|
6МКП
|
Тип привода | беспрерывный полный
|
подключаемый полный
|
Механизм полного привода | раздаточная коробка
|
многодисковая муфта
|
Передаточное число пониженной передачи
|
2,44
|
–
|
Передаточное число основных передач | 3,90
|
4,476
|
Передняя подвеска | пружинная, независимая, типа 2-рычажная
|
самостоятельная, типа «МакФерсон»,
|
Откуда Баллы?
Наша система оценок автомашин на бездорожье основывается на сухих фактах – данных о геометрической проходимости, системе целого привода и характеристике силовых агрегатов. Итог – сумма баллов, умноженная на коэффициент, какой учитывает внедорожную выносливость конструкции. Максимальная оценка – 45. Но не вечно теория совпадает с практикой, ведь в тех или иных условиях выявляются различные достоинства и недостатки автомобилей Итог: Chevrolet Niva 19,8, Renault Duster 15,4
Итог: Chevrolet Niva 19,8, Renault Duster 15,4