Ещё Антон Павлович Чехов сообщал, что человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар, но не слишком ли вдали мы зашли в своих желаниях. Если же рассматривать общество потребления с автомобильной точки зрения, ужасная штука получается. Мы ездим на работу, жжем море бензина и солярки, а транспортируем в основном воздух. Мы согласны платить за статус совершенно ненормальные денежки, покупать трехтонные внедорожники и передвигаться в пределах одного квартала. Французы всё-таки разрешили пересмотреть подход к этому вопросу ещё семь лет назад начали разработку увлекательной линейки автомобилей под кодовым названием ZE, zero emission, нулевой выброс. И вот что из этого вышло — на рынок России в 2016-2017 модельном году выходит разом несколько автомобилей, передвигающихся 100% на электротяге, без вредных выбросов.
Почём нулевой выброс компании Renault SA
Ровно скажем, с электромобилями дела обстоят неважно, особенно на рынке России. И дело тут вовсе не в инфраструктуре, розеток, слава господу, везде хватает. Публика не готова воспринимать электромобили, а нефтяные магнаты не готовы упускать неплохой кусок хлеба. Вкратце, так. Тем не менее Рено пошли на довольно отчаянный шаг. Машины на безотносительной электротяге до какого-то времени если и попадались на улицах больших городов, то это бывальщины либо экспериментальные электрокары, либо корпоративный транспорт. Французы же сделали прорыв в этом плане — с сентября 2016 года частным обладателям будут доступны сразу несколько моделей Рено. Две из них имеют «нормальные» бензиновые версии, а две иные представлены только как электромобили.
В первую очередь это мегапопулярный Renault Kangoo, а компанию ему составил электрический вариант седана Renault Fluence ZE. Две иные — это хэтч Zoe, хоть как-то похожий на привычный автомобиль, и совершенно футуристический Renault Twizy. С сентября этого года у официальных дилеров Рено Россия в Москве можно вольно купить только две из четырёх моделей — электрокенгуру и Твизи. Объявлены и стоимости. Электрический футуризм на два посадочных места оценили в 799 тысяч, а куцый грузовой фургон Kangoo можно купить за 2,3 млн рублей.
Renault Twizy в базе продаётся двухместным, но кроме основной комплектации, можно приобрести и развозной электрокар Renault Twizy Cargo. Он отличается тем, что вместо второго пассажира можно уложить чету коробок обуви или десяток упаковок от пиццы. Максимальная грузоподъёмность Твизи Карго — возле 70 кг, а грузовое отделение наглухо изолировано от салона. Цена электрогрузовичка — 959 000 рублей. Официально в России представлен лишь один конкурент Рено — это Мицубиси i-Miev и стоит он около миллиона в подневольности от варианта исполнения и комплектации.
А вот в Европе ситуация несколько другая и если в РФ на начин 2016 года было куплено чуть больше семисот электрокаров, то в Престарелом Свете их количество на порядок больше. Там с электрическими машинами гораздо несложнее и выбор побольше, а кроме того, можно купить электрокар б/у, что ещё выгоднее. Если не хватать во внимание Теслу (а как её брать, если ModelX в базовой комплектации стоит возле €157 000), то тот же Renault Twizy с пробегом около 20 тысяч км 2014 года выпуска можно приобрести за €5,7 тысячи. Тот же Твизи в спортивной комплектации (с тюнингом колёсных дисков и спортивным салоном) там будет стоить не немало €8 тысяч. Не более, потому что новый электромобиль со всеми акциями, гарантиями и ТО стоит как раз возле €8 тысяч в зависимости от версии.
Renault Twizy Cargo, самый доступный коммерческий электрокар
Обзор электрокара Твизи логично начать собственно с развозной версии автомобиля, чтобы утвердить его, как полноценный коммерческий продукт. Представлялось бы, рационального зерна в этом автомобиле минимум — максимальная грузоподъёмность у него итого около 75 кг, а объем перевозимого груза может достигать 180 литров. Разумеется, это не так много, как может предложить тот же Кенгу. Тем не менее за последних несколько лет Renault Twizy Cargo сделался очень востребован в мегаполисах. Его покупают почтовые службы, ремонтные фирмы, службы экспресс-доставки. И все потому что этот малыш ощущает себя в мегаполисе куда привольнее, чем обычный фургончик, даже небольшой.
Ширина машины чуть вяще метра, а это значит, что никакие пробки ему не страшны, он сможет протиснуться на любую парковку, в любой многоуровневый гараж, забрать чету коробок с любого склада. Погрузка и выгрузка очень удобны. Дверь грузового отсека откидывается на 90 градусов, а сам отсек наглухо изолирован от водительского пункты. По горизонтали размер площадки для груза 550х500 мм, а высота багажника возле метра. С такими габаритами автомобильчик протиснется к любому офису или лавке не хуже велосипеда.
Цифры говорят сами за себя. Грузовой одноместный Renault Twizy приобрели уже более 12 тысяч клиентов, а большая половина из них — службы и компании. Карго можно приобрести в двух комплектациях с разной мощностью электромотора и, соответственно, с разными максимальными скоростями и резервом хода. Младший электрофургон — это комплектация 45 Life, индекс указывает на максимальную скорость. Мощность двигателя в пересчете на бензиновых коней — около пяти, а запас хода по техническим характеристикам должен быть в пределах 120 км. Стоимость пятисильной Renault Twizy с рюкзаком — €8080. Комплектация Life будет помощнее и подорогостоящее. Мощность мотора около 17 сил, а фиксированная цена в Европе 8,7 тысячи евро. Машинка может разгоняться до 80 км/ч, паспортный резерв хода у неё такой же, но тест-драйвы показали, что оптимальный пробег от розетки до розетки должен быть не немало 85 км при экономной езде и около 60 км при полной загрузке и в тяжких условиях. Для сравнения — Renault Kangoo на электротяге в варианте грузового фуры стоит в четыре с половиной раза дороже.
Умный, быстрый и незапятнанный. Renault Twizy 2016-2017 модельного года
Разумеется, не все, кто решил купить Твизи, ежедневно возят за собой средства для мойки окон и доставляют пиццу или депеши. Твизи увлекателен и как личное средство передвижения. О его практичности в России можно поспорить лишь по одной причине — зимой тут холодно, а у электрокара нет полноценных дверей, лишь поднимающиеся пластиковые щитки, да и то опциональные. На юге Европы к автомобилю вообще никаких притязаний не будет, но дело же не в дверях, двери установить можно, можно и салон как-то утеплить. Сам по себе Renault Twizy — это сгусток эмоций, какие излучает только один его дизайн.
Описывать внешность этого электрокара ненужно. Достаточно посмотреть на фото и станет понятно, что перед нами типический гость из будущего, где-то по дороге из космопорта в космозоо. Только он летать ещё не научился, а стоит на асфальте на четырёх 13-дюймовых тоненьких колесиках, между какими подвешена капсула для водителя и одного пассажира. Сидят они друг за товарищем, по-мотоциклетному, но на автомобильных креслах, которые разрабатывались в подразделении Рено-Спорт. В салоне тоже все по-спортивному попросту. Вот руль без регулировок, обычный, автомобильный, две педели, кочерга ручника и приборка, напоминающая дисплей микроволновки. Тем не немного она полностью функциональна. Она выдаёт информацию о километраже до подзарядки, уровню зарядки литиевой батареи, скорости, поре и о текущем режиме работы двигателя и трансмиссии.
Несмотря на то что перед инженерами стояла задача максимально удешевить конструкцию электромобиля, в салоне кушать все, что необходимо, точнее, к чему привык средний пользователь. Даже прикуриватель. Всерьез. От него можно как прикурить, так и зарядить смартфон, но тут нужно помнить, что любое включение любого электроприбора снижает пробег до зарядки, поэтому Renault Twizy обучает умно расходовать электричество. И ездить с умом. По-другому можно, но проедешь недолго. В порядке максимальной скорости Твизе может протянуть в районе 60-70 км, это и так довольно недурно, а если учитывать ещё и режим рекуперации, то время до зарядки батареи можно гораздо увеличить. Конечно, это не вечный двигатель, но часть энергии наверстать можно — когда машинка катится с горки, она сама подзаряжает аккумулятор, как лишь мы убираем ногу с педали акселератора.
Климатической системы тут, разумеется, нет, зато можно подключить музыку. В базовой версии Твизи введён блютуз и две колоночки за головой водителя, поэтому можно запросто внимать музыку со своего смартфона или отвечать на звонки, технология позволяет, но опять же стоит помнить, что любой включенный девайс — минус энергия. Равно, как и фары, которые возложено включать в городе нормальным автомобилям. Органы управления вполне привычны и выполнены из человечьего пластика, размещены логично и на своих местах — вот кнопка аварийной остановки, вот включатель дворников под рулём, с иной стороны — включение указателей поворотов и света, клаксон, все, как в нормальной машине. Лишь клаксон тут, кажется, звучит по-особенному. Дело в том, что Renault Twizy передвигается утилитарны беззвучно, а любой пешеход привык оценивать угрозу от транспорта в основном по звуку. Потому, кроме громкого клаксона, предусмотрели ещё один источник звука — опциональная «кряхтелка», какая шумит и привлекает внимание пешеходов. Правда, её можно всегда отключить. Привычного селектора управления трансмиссией тут нет — лишь три кнопки: драйв, нейтралка, реверс. Собственно, больше ничего и не необходимо.
600 движущихся деталей, ломаться нечему
Это ли не практично? Инженеры сообщают, что Renault Twizy всего-навсего около 600 деталей, которые обращаются, трутся или как-то там изнашиваются. Примерно столько же деталей в головке блока цилиндров и системе впрыска любого нормального бензинового автомашины. Словом, частое техобслуживание для Твизи — это нонсенс. Он рожден, чтобы ехать, попросту ехать и передвигать по городу своего хозяина. С достаточно практичной скоростью, поскольку посредственная скорость передвижения любого автомобиля в Москве — около 15 км/ч. На велике скорее, а на Renault Twizy — комфортнее. Причём самый сильный моторчик от комплектации Urban 80 выкручивает 57 Нм момента, а в электромоторе они доступны с нуля. Потому с массой около 300 кг вместе с водителем и АКБ (которая весит под центнер) автомобильчик разгоняется ну весьма резво. Как троллейбус.
Управляемость Renault Twizy достойная. Этому содействует довольно суровый руль, жёсткая подвеска (её тоже конструировали в Рено-Спорт, потому она такая лёгкая), цепкие дисковые тормоза на всех четырёх колесиках. Гробовидная АКБ есть под сидушкой водителя, поэтому центр тяжести расположен очень низко и машинка невообразимо устойчива, отлично входит в повороты, слушается руля, а тормоза верно осадят конструкцию в случае чего. И ещё, Renault Twizy прошёл и вынес все до единого тесты по безопасности EuroNCAP на четыре с половиной звезды. У него будет прочная капсула (кузовом это называть как-то неприлично), удачно разнесенные колесики и жёсткая кровля, так что с безопасностью все в порядке. Конечно, никаких АБС тут нет и привод только задний.
Самое несимпатичное, что может случиться с владельцем Renault Twizy — села батарейка где-то на полдороги к розетке. Собственно, никакой крушения в этом нет, по отзывам владельцев, машинка катится очень легко, потому дотолкать её до ближайшей заправки (а заправкой может быть что угодно, если там кушать розетка, до которой дотянется трехметровый кабель Твизе) может даже дитя, главное — подруливать. Система заряжается до отбоя за четыре часа и после этого машина опять готова проехать около ста километров. Для города — более чем достаточно.
Вот что получит храбрец, который решит купить Renault Twizy:
- минимум операционных расходов (страховка, налог, ТО);
- низенькая стартовая цена;
- заправка стоит столько же, сколько потребляет электрочайник;
- рослый уровень безопасности (если сравнивать со скутерами);
- минимум места для парковки;
- динамичный двигатель;
- море позитивных эмоций.
Видео: тест-драйв Renault Twizy
[embedded content]
С иной стороны, надо быть готовым к тому, что салон продувается, подтекает и не отапливается, а чтобы пробраться и, главное, покинуть заднее кресло, надо иметь неплохую физподготовку. Renault Twizy не заменит целиком большой автомобиль, но будет отличной индивидуальной капсулой для перемещения в пределах мегаполиса. Не заменит, но предлог задуматься у производителей бензиновых V8 уже есть…