Если вы плотник и у вас кушать сын, не надо его лупить по пустякам, а к его странностям стоит относиться внимательнее. Невесть почему, но история знает несколько фактов того, как сыновья плотников буквально переворотили человеческую цивилизацию. Возможно, это совпадение, но отец Сакичи Тойода тоже был потомственным плотником и вот что из этого вышло.
История Тойота: как построить империю с нуля
Конец XIX века в Японии был не чересчур радужным. Аграрная страна переживала период реформ, болезненные перемены, а все, что выходило вне островов, японцев волновало мало. Сакичи Тойода родился в семейству плотника и кустарной ткачихи в 1867 году и выдел, как тяжело трудились родители, чтобы прокормить семью. Желая помочь матери в труду, Сакичи постоянно механизировал процесс. Он прекрасно знал технологию ткачества и, в крышке концов, построил ткацкий станок оригинальной конструкции. Именно эта деревянная конструкция и сделалась базой для целой империи, которая сегодня называется Toyota Motor Corporation.
На все про все удалилось десять лет, Сакичи усовершенствовал станок и получил на него официальный патент. Мудрое решение, поскольку не будь этого патента, едва-едва ли автомобили Тойота ездили бы сегодня по нашим дорогам. В конце 20-х годов изобретением заинтересовались британцы и предложили хорошие деньги за покупку лицензии на ткацкий станок. Для оформления сделки Сакичи отправляет своего сына, Киичиро, в Великобританию подмахнуть необходимые бумаги и уладить формальности. Маршрут наследника Тойода залежал через Штаты, а поскольку молодой человек был неравнодушен к технике и имел тягу к автомашинам, то не воспользоваться шансом посетить заводы Форда он просто не мог.
Киичиро вернулся на историческую аграрную отечество совершенно другим человеком. Он буквально бредил автомобилями и будучи человеком социально деятельным и деятельным, он решил показать аграрной Японии что такое настоящий прогресс.
Но для основы нужны были деньги. Семейный бизнес шёл хорошо и папа с заинтересованностью выслушал Киичиро. Денег не дал, но обещал всяческую поддержку, если увидит резон в новом увлечении сына, автомобильном бизнесе. Как ни странно, но для предвоенной Японии производство автомашин было новостью. Вдохновленный Киичиро с энтузиазмом взялся за дело. Он скопил команду инженеров и первый прототип А1 начали разрабатывать осенью 36-го. Это был четырёхдверный седан, по технике мощно напоминающий Шевроле, а по дизайну Крайслер Эйрфлоу, одну из самых перспективных на то пора разработок Дженерал Моторз. В это сложно поверить даже сейчас, но уже к лету 1937 года первоначальный живой прототип стоял на колёсах и передвигался. Для этого, правда, пришлось выписать из-за океана одинешенек из первых серийных Крайслеров, разобрать его на молекулы и понять что и как там работает, опыта-то труды с автомобильной техникой ни у кого не было. Да, пускай это была почти что снимок американской машины, но она стала букварем для первых инженеров будущей компании. Лишь вот с дизайном Крайслера Киичиро не согласился. Слишком уж футуристично выглядел Эйрфлоу, мягкий, обтекаемый, с интегрированными фарами прямо в передние крылья. Чуть подправив дизайн передней доли и вынеся фары на привычное место, первых три седана А1 прошли испытание, а одинешенек даже был благословлен по буддистским канонам. К сожалению, Сакичи не дожил до первого махонького триумфа новой компании, зато первую поездку на первом японском автомашине Киичиро совершил к могиле отца.
Для постановки автомашины на конвейер (то есть для постройки конвейера, обучения персонала, настройки производственных мощностей и организации итого сборочного процесса полного (!) цикла) молодому Тойода потребовалось всего одиннадцать месяцев. Даже в современных условиях такие сроки представляются нереальными. За это время с нуля был построен автомобильный завод в городишке Коромо и это притом, что основное производство, выпуск ткацких станков, продолжалось с удвоенной силою. До лета 37-го года автомобили продавались под именем Toyoda AA, но самого Киичиро наименование бренда несколько настораживало.
Дело в том, что в буквальном переводе с японского это значит что-то вроде состоятельной рисовой плантации. Все равно что назвать марку автомобилей «щедрый подсолнух» или что-то в этом роде. Да и привязывать марку машины к аграрному сектору не хотелось, потому с учётом интеграции в англоязычный мир, было решено заменить всего одну литер.
Так одна буква решила массу вопросов — убрала ассоциации с землепашеством, оставила какую-никакую преемственность и сделала название марки автомобилей благозвучным на любом стиле. На том и порешили, а бренд Toyota Motor Corporation был официально зарегистрирован 27 августа 37-го года. Собственно, мощными оставались пока лишь намерения, поскольку начавшаяся война перечеркнула планы Киичиро и предприятиям пришлось трудиться только на оборонку. Что касается гражданской техники, то до кровавого 43-го Тойоте удалось реализовать не более двух тысяч седанов модели АА, включая несколько модификаций. До 1946 года заводы, природно, не стояли, инженерные умы работали над военной техникой, лёгкими джипами, амфибиями, грузовиками, а кроме того, изготавливали запчасти для истребителей и бомбардировщиков. Очень хорошо, что во время войны ни одинешенек из заводов компании не пострадал, поэтому сразу после капитуляции Киичиро приступил к выпуску новоиспеченных легковых автомобилей. Как ни крути, пока гремели снаряды, время шло и технический прогресс в вселенной не останавливался. Поэтому Toyota Motor Corporation выступила в роли догоняющего. Да ещё учитывая послевоенную разруху, необходимо было выстроить такой автомобиль, который был бы доступным для простого человека, но в то же время был бы прогрессивным. Инженеры разработали модель SA, какая и стала базой для всего модельного ряда компании. Наследники этой незатейливой модели разогнались по миру миллионными тиражами и теперь автомобили Тойота ассоциируются у любого с безусловным качеством, долговечностью и неизменно прогрессивной конструкцией.
Этот автомашина до сих пор бегает наперегонки с Фольксваген Жук. Оба считаются самыми продаваемыми в мире за всю историю автомобилестроения. Разумеется, если не трогать Жестянку Лиззи Генри Форда. Новая модель Toyota Corolla с заводским индексом Е160 — это 11-е поколение. Тенденция к захватническому дизайну не обошла стороной и эту безобидную мегапопулярную модель. Цена новоиспеченной Короллы в автосалонах Москвы начинается от 999 000 рублей. Это пригласительный билет в Тойота-клуб, поскольку многие, отведав на вкус технические характеристики и оценив выносливость седана, ни за что не сменят три овала на решетке радиатора. В базе новоиспеченная Королла идёт с 1300-кубовым 100-сильным атмосферным бензиновым моторчиком в комплекте с 6-ступенчатой механикой. 1,6-литровый 122-сильный автомашина с вариаторной трансмиссией продают по цене 1,3 млн в комплектации Престиж, а за 140-сильный седан на вариаторе в целой комплектации официальный дилер в Москве просит 1 400 000 рублей.
Негустая компания может похвастать таким количеством легендарных моделей. Toyota RAV 4 — это первоначальный в мире автомобиль, который назвали кроссовером. Полноприводная машина для деятельного отдыха появилась на рынке в 94-м и уже к началу нового века вызвала припадок кроссоверомании. Новое поколение когда-то незатейливого трехдверного автомобильчика было показано в 2015 году в Нью-Йорке. Первое, что сделали японцы — изменили дизайн и повысили размеры. Светодиодные фары, новый бампер, новая решётка радиатора, все сейчас соответствует новой колючей стилистике компании. Список оборудования сделался шире не только для богатых комплектаций, но для минимальных. Toyota RAV 4 2016 модельного года в базе стоит 1 282 000 рублей. За эти денежки в дилерском центре доступен бензиновый 146-сильный атмосферный мотор и механическая КПП с передним приводом. Топовый кроссовер с целым приводом, 180-сильным бензиновым мотором и автоматической трансмиссией можно приобрести за 2,2 млн.
Ещё одна предание, но легенда суровая и внедорожная. Рамный тяжёлый большой вездеход никогда не влёкся к эстетическому совершенству. Его принимают таким, какой он есть. Двухсотый Круизер обновился в 2015-м наружно незначительно, были перерисованы фары головного света, решётка радиатора и профиль капота. Основная заслуга новоиспеченного Toyota Land Cruiser 200 — высочайшая степень безопасности и все та же надёжность и мощность. Подвесок на внедорожнике не менялась — неразрезной задний мост с тягой Панара, передняя многорычажка. В новоиспеченном Круизере применили гидравлические управляемые стабилизаторы, которые делают автомашина практически неуязвимым на бездорожье. По части двигателей изменений не было — это 4,6-литровый бензиновый V-8 с моментом 565 Нм и мощностью 318 сил и восьмицилиндровый V-образный дизель, какой выдаёт 249 лошадей и 656 Нм. Цена нового Toyota Land Cruiser 200 начинается от $78 000 в базе.
Прадо — это штатская версия непобедимого Круизера, которая обновилась в 2013 году. Начальная стоимость внедорожника составит 1 950 000 рублей. Привод — только полный и за эти денежки доступен автомобиль с бензиновым 2,7-литровым 163-сильным двигателем и самодействующей КПП. Подвеска в самых недорогих комплектациях спереди многорычажная независимая, позади — зависимая с четырьмя продольными рычагами. В топовых комплектациях доступна адаптивная подвесок, которая может менять характеристики в зависимости от дорожного покрытия. Самый дорогостоящий Прадо официалы продают с 4-литровым бензиновым 282-сильным мотором и АКПП за 3,9 млн рублей.
Образ класса D. Автомобиль перенес рестайлинг два года назад, в ходе какого была перерисована передняя часть, головная оптика, бамперы и решётка. Дизайн сделался острее и выразительнее, а оснащение салона пополнили новые системы поддержки и безопасности. Инженеры перенастроили подвеску, улучшили шумоизоляцию салона и заменили настройки электроусилителя руля. Основная новость новой Кемри — двухлитровый бензиновый двигатель, который отдаёт 150 сил и 200 Нм, при этом расход топлива с АКПП не превышает 7,2 литра. Стоимость базовой версии Toyota Camry — 1 364 000 рублей. Самая дорогостоящая комплектация с 3,5-литровым бензиновым двигателем и автоматом стоит 1,96 млн рублей.
Заключительнее поколение кроссовера — это своего рода концерт по заявкам радиослушателей. Тойотовцы упорно педалируют на том, что собственно это автомобиль обновляется исключительно согласно отзывам и пожеланиям публики. В итоге Toyota Highlander 2016 модельного года при тех же габаритах стал просторнее в салоне, немало того, им удалось сделать паркетник восьмиместным, с тремя рядами сидений. В салоне показался большой 8-дюймовій дисплей управления мультимедийкой на консоли и масса систем-помощников. Кроссовер может быть как полноприводнім, так и с приводом на переднюю ось. Поскольку автомашина построен на платформе Лексуса, то для полноприводных моделей не предусмотрен жёсткий привод, а реализован подключаемый электроникой. Под капотом Toyota Highlander 2016 года может быть введён рядный 2,7-литровый 188-сильный бензиновый мотор в чете с автоматом. В этом случае официалы попросят за паркетник 3,4 млн. Топовый 249-сильный мотор также в чете с АКПП обойдётся в 3,8 млн рублей.
Новоиспеченный Хайлюкс 2016 года представили одновременно почти на всех континентах, кроме Арктики и Антарктики. Восьмое поколение рамного мощного пикапа сделалось выразительнее внешне, получив от более «благородных» моделей обновленный фирменный дизайн. Что, впрочем, никак не сказалось на манере массивного и грубоватого работяги. Грузоподъемность пикапа осталась прежней, 1250 кг, но японцы в этот раз сделали ударение на комфорт. Интерьер стал более эргономичный и гуманный, он уже больше напоминает пижонистый кроссовер, чем суровый рамный пикап, желая и ходовые качества, и проходимость, и мощность остаются на высочайшем уровне. Под капот обновленному Toyota Hilux ввели совершенно новый дизель с турбиной, выдающий 177 сил и 450 Нм. На рыноке РФ остался и старый дизельный мотор на 150 лошадей, его спаривают с механической коробкой, а топовый двигатель предлагается лишь с АКПП. Цены 2016 года на Toyota Hilux начинаются с 1,98 млн рублей.
Toyota Auris (Тойота Аурис) Хэтчбек
Что можно желать от хэтча класса С за 20 тысяч долларов? Практически все фантазии на эту тему воплощает новоиспеченный Toyota Auris 2016 года. Здесь и светодиодный свет на головной оптике, задние светодиодные фонари, новоиспеченные бамперы, новые рисунки для литых дисков и новая цветовая гамма. Лишь выбирай. Комплектации в любой ценовой группе стали чуть богатом, в базе уже есть круиз-контроль, климат, система стабилизации, система мягкого трогания в гору и ещё масса систем безопасности и помощи водителю. Моторная гамма раздалась несколькими агрегатами, один из которых, 112-сильный двигатель от БМВ. К моторам могут прикрутить либо вариатор Мультидрайв, либо 6-ступенчатую механику.
Toyota Alphard (Тойота Альфард) Микроавтобус
Новоиспеченный микроавтобус с полным или только передним приводом был представлен в 2015 году. Заключительнее поколение микроавтобуса стало просторнее внутри, но при этом габариты автомашины практически не изменились. Торсионная балка была заменена многорычажной подвеской сзади, спереди же так и остались стойки МакФерсон. Восхитительный салон, отличные материалы и превосходное качество сборки, все что необходимо, чтобы быть премиальным микроавтобусом, достойным цены в 4,5 млн рублей. На рыноке России продаётся только с одним мотором — бензиновым 3,5-литровым 275-сильным в комплекте с АКПП.
Легковесный кроссовер построен на платформе Тойоты Камри и этим все сказан. Может быть как с целым приводом, так и с приводом только на передние колеса. Автомобиль разрабатывался в США и новоиспеченное поколение паркетника также подтягивалось по дизайну к американскому рынку. Под капотом инженеры из Мичигана покинули 2,7-литровую бензиновую четвёрку мощностью 183 силы, но кушать возможность укомплектовать паркетник и 3,5-литровым V-образным мотором мощностью 268 коней. Автомобиль собирается только в Штатах, в Джорджтауне, поэтому минимальная стоимость у официальных дилеров в Москве — не менее 1,6 млн.
Компактный минивэн Версо впервые показали в Париже в 2012 году. С тех пор машина изменилась радикально и дизайнеры подтягивают её манер как можно ближе к хэтчу Аурис. Об этом говорит оформление передка, новоиспеченные бамперы и решётка. В более дорогих комплектациях в фарах головного света введён ксенон, задние фонари полностью перевели на светодиоды. Автомобиль может комплектоваться двумя дизельными и двумя бензиновыми моторами. В подневольности от типа двигателя, на минивэне может быть установлена как механическая КПП, так и гидромеханический машина. Минимальная цена Toyota Verso на нашем рынке — 1,2 млн рублей.
Toyota GT86 (Тойота ГТ86) Купе
Заднеприводное купе выпускается с 2011 года и разрабатывалось совместно с компанией Субару, а если быть до крышки честными, то Toyota GT86 — это фактическая копия субаровской модели BRZ. Тем не немного купе — единственная модель Тойоты с оппозитным мотором и единственный спорткар с передним благосклонностью двигателя и задним приводом. Двухлитровый оппозит с системой комбинированного впрыска выдаёт 200 сил и 205 Нм на 6 тысячах витков. Трансмиссия может быть как механической, так и автоматической. Цена Toyota GT86 от 2 050 000 рублей.
Toyota Hiace (Тойота Хайс) Микроавтобус
Верный многоцелевой микроавтобус с разными типами кузовов в самых разных исполнениях. Может быть как утилитарным фурой, так и семейным минивэном. Считается одним из самых востребованных и надёжных в вселенной коммерческих многофункциональных автомобилей. Современный дизайн микроавтобуса не поражает воображение, но его назначение совсем в другом. Инженеры делали упор на эргономику салона и удобство пассажиров, потому к этим дисциплинам нет никаких претензий. На других рынках Toyota Hiace может предлагаться и с целым приводом, однако в РФ доступен только заднеприводный вариант с трехлитровым дизелем и механической КПП за 2 620 000 рублей.
Травяные наступают. Это ещё не водород, но уже не бензин. Один из первых в мире гибридных автомашин, Toyota Prius, обновился только в 2016 году. Для всех комплектаций автомашины доступен только один гибридный силовой агрегат суммарной мощностью 136 сил и лишь вариаторная трансмиссия. Расход топлива гибрида составит около 4 литров по городу, а в топовой комплектации официальные дилеры упрашивают за зелёный хэтч 2 129 000 рублей. Тойота никогда не останавливалась на достигнутом и, скорее итого, ещё долго будет подливать экологическое масло в нарастающий огонь повальной электрификации, гибридизации и водородизации нынешнего автомобиля.