Мазда вечно была особенной компанией и выделялась даже на фоне не совсем удобопонятных среднестатистическому европейцу остальных японских компаний. Постоянная тяга к чему-то совсем новому, мистификации и смесь традиций Японии с технологиями Европы, в итоге вывели компанию на степень одной из самых знаменитых фирм по выпуску легковых автомобилей, автобусов, грузовиков и внедорожников. Бешеное трудолюбие и упорство, непоследовательные, как казалось со стороны, поступки пронизывают всю историю компании, хотя может и показаться, что она будет обыденная и не слишком захватывающая. Но авантюра засветилась с самого начала.
Как рыболов стал кузнецом, или как из пробки сделать машину
Дзуидзиро Мацуда, сын потомственного рыболова из Хиросимы, был одним из девятерых детей в семье. Естественно, что родителям было не до образования, потому дети жили среди сетей, лодок, рыбьей чешуи и прочих объектов декора, которые не слишком стимулируют техническое творчество. В общем-то, и поза в стране также не располагало к особенному полету мечты, поскольку Япония существовала в состоянии мрачной депрессии. С одной стороны, национальные традиции бывальщины чрезвычайно сильны, поскольку официально Японию «открыли» для остального вселенной только в 1854 году, да и то через силу. Не хотела консервативная край открываться, ей было хорошо и уютно в своём коконе. С другой сторонки, уже в связи с этим, Япония вполне могла стать либо очередным штатом Америки, либо одной из краёв Европы. Ни того, ни другого японцы не хотели. С третьей стороны, краем правил император и на стыке этих трёх интересов и неинтересов стабильности ожидать не приходилось. Поэтому рыбный промысел был не слишком прибыльным, но хоть как-то стабилен. То ли от безнадеги, то ли от врожденного духа новаторства, Мацуда-младший отворил свою кузницу, но дела шли из рук вон плохо. Казалось, рыба не отпустит Дзуидзиро никогда. Он ещё три раза пытался восстановить кузнечные студии, но все попытки были тщетными. То ли подковывать было некого, то ли состояние экономики было уже на таком степени, что и кузнец не мог зарабатывать себе на кусок хлеба. В принципе, другой бы уже отчаялся. Когда тебе 45 лет, а за горбом только жалкие гроши, нереализованные кузнечные мечты и рыбная чешуя, особо розовые перспективы строить нет оснований. Но не таким человеком был Мацуда. В начале 20-х годов он сумел зацепиться за группу инвесторов, какая покупала точно так же обанкротившуюся фабрику по обработке пробкового дерева. Видая такое упорство, японский бог решил пойти навстречу Дзуидзиро. Сквозь некоторое время, собрав волю в кулак и подкрепив её финансово, Мацуда целиком выкупает пробковый завод и переименовывает его в Toyo Cork Kogyo Co., Ltd. Дела шагают неплохо, первоначальный капитал начал перерастать во вторичный и тут случилось совсем необъяснимая штука. Буквально за один год Мацуда перепрофилирует производство пробок и отделочных материалов в полноценную черту по выпуску самой настоящей техники, а именно — грузовых трициклов. Как это у него вышло, летописи молчат, как хиросимская рыба, но нам кажется, что без чудес тут не обошлось.
Первые машины Мацуды и что такое Ахурамазда
Не останавливая основное производство, Мацуда выкупает в 31-м году фабрику по производству соли и перепрофилирует её на выпуск трехколесных грузовых мотоциклов. Образцово такие же чудовища сегодня продают в российских провинциях некоторые китайские дилеры. Спереди одно колесо и вилка от мотоцикла, позади — редуктор и мост, грузовая платформа опиралась на подрамник. На технику устанавливали 500-кубовые моторы мощностью 14 сил и за первоначальный год Мацуде удалось построить ровно 66 таких грузовичков. Истина, на бензобаке были изображены три бриллианта, которые принадлежали более мощной корпорации Мицубиси. Все Мазды продавались до 36-го года через сеть официальных дилеров Мицубиси попросту потому, что она у них была и компания имела монополию на очень многих сегментах рынока. Грузовик назвали Mazda-Go и он моментально стал популярным в небогатой Японии. Проворный, стойкий, очень недорогой. Он стал отличной альтернативой недоподкованным Маздой коням и рикшам.
Мацуде пришла в голову замечательная мысль — для популяризации Mazda-Go он разрешил провести автопробег от Хиросимы до Токио, а ехать надо было ни немало ни мало, почти три тысячи километров. Несколько экземпляров Mazda-Go управились с маршрутом без поломок и проблем, чем ещё больше заработали себе популярность.
Уместно, после этой промо-акции, многие автомобильные компании стали коротать подобные, но Мацуда был первым. За 25 лет удалось продать более 200 тысяч Mazda-Go, торговли все росли и приносили компании все больший доход. Собственно, а почему Мазда, а не Мацуда? Отдельный говорят, что это просто неправильное произношение европейцами имени руководителя компании, но на самом деле тут кроется ещё одна мистическая история. Мазда просто созвучна с фамилией Мацуда, а наименовал он компанию в честь Ахура Мазда. Это зороастрийский верховный бог мудрости, зороастризм — это древнейшая внутренняя культура, практически из её лона вышли все мировые религии, но сегодня эта цивилизация либо безоговорочное табу, либо о ней и вовсе предпочитают не говорить, а большинство и не в курсе, что Мазда, сообразно этой древнейшей культуре, означает «наимудрейший, всезнающий, просветленный». Так-то. А вы сообщаете — зум-зум.
Мазда, восставшая из пепла
К сожалению, перед атомной бомбой был бессилен даже Ахурамазда. В 1945 году Хиросима была стёрта с лики земли, но снова-таки по каким-то мистическим обстоятельствам предприятие Мазда утилитарны не пострадало от атомной бомбежки. Более того, уже в 1949 году из ворот завода спускают пассажирскую версию трайка Mazda-Go РВ, которая пригодилась в качестве таксомотор не только в Хиросиме, но и в других городах Японии. Даже просветленные не непреходящи и Ахура Мазда позвал Мацуду на покой. Он скончался в 52-м году, но компания продолжала наращивать силы и модельный ряд под руководством сына Мацуды, Тенудзи.Весь модельный ряд компании довольно широк, но наиболее яркими автомобилями, которые отметились в истории, сделались Мазды с роторно-поршневыми двигателями. Компания выкупила право на использование и совершенствование роторного двигателя Ванкеля, тогда они представлялись самыми перспективными из ДВС, хотя в чем-то они остаются лучше поршневых моторов и ныне. Роторный мотор практически не вибрирует, он компактный, лёгкий, у него минимум маневренных трущихся запчастей, высокий КПД. Что ещё хотеть от идеального мотора?
Инженерами компании в 60-х годах был разработан автомашина RX500, который на то время поражал смелостью и ярким дизайном. Откидные двери, клиновидный плотоядный кузов, но самое уникальное у него хранилось под стеклянным капотом над задним мостом — 247-сильный роторный мотор объёмом 500 кубов. Скорость спорткара была ограничена на 210 км/ч, но до серийного выпуска автомашины дело не дошло.
Публика не была готова принимать такой автомашина из будущего. Зато автомобили Мазда с роторными моторами отлично продавались в Штатах в кузовах… обыкновенных пикапов. Тяга на низах у такого двигателя была ни к черту, зато на рослых оборотах это был зверский мотор. Заднеприводный B-series Rotary очень ценился среди охотников зажигательных пикапов. Да и сегодня среди поклонников спортивных купе отыщутся те, которые готовы заливать по 15 литров на сотню в баки роторной Мазды RX8. Но не лишь ротором известна фирма сегодня.
Mazda 3 (Мазда 3) Хетчбэк
Оглушительная презентация нового хэтча от Мазда прошла в 2013 году разом в пяти точках в мире одновременно — Лондон, Питер, Нью-Йорк, Стамбул, Мельбурн. Дизайн всех автомашин Мазда создаётся в едином стиле Кодо, тройка в кузове хэтчбек также не сделалась исключением. В автомобиль внедрен комплекс технологических систем СкайАктив, какие позволили снизить массу автомобиля до 1190 кг, при этом жёсткость кузова возросла на 30%. Современные Мазды чрезвычайно богаты на двигатели и этот хэтч получил утилитарны все моторы, доступные машинам этого класса, правда, не на всех рыноках. Официальные дилеры в Москве предложат минимальный 100-сильный атмосферник на бензине объёмом 1,5 л, а вдогонку за ним идут двигатели на 120, 150 сил, а также турбированный бензиновый двухлитровый агрегат мощностью 187 сил, но в России его не покажут. Кушать и дизель с турбиной объёмом 2,2 л мощностью 152 силы. Минимальная стоимость в автосалоне Mazda 3 в кузове хэтч — 1 084 000 рублей.
Mazda 3 (Мазда 3) Седан
Переднеприводный автомашина класса С полностью поддерживает эстетическую философию компании и совершенно не выделяется на поле хэтча и старшей шестёрки. По сравнению с предыдущим поколением, седан чуть вытянулся в размерах, но как и хэтч, потерял в весе. Это сказалось на экономии топлива и на динамике. Увеличение размера седана по всем параметрам дало преимущества в первую очередность задним пассажирам, а кроме того объем багажника стал радушнее на 9 литров. Силовые агрегаты, которые применяются на тройке в кузове седан не выделяются от моторов, установленных на хэтч, хотя цена минимальной комплектации автомашины чуть ниже. Официалы просят 1 077 000 рублей за минимальный седан, а топовый автомашина с 120-сильным мотором продадут за 1,2 млн.
Кодо сделалось больше и стоит оно дороже. Среднеразмерный седан показали в Москве ещё в 2012 году, автомашина практически полностью повторил концепт, показанный годом ранее. Машина отлично сочетает элементы премиума и динамичного седана, имеет массу опций и сделалась популярной за счёт привлекательного дизайна и тёплых цен. В автосалонах Москвы за новоиспеченную Mazda 6 просят от 1204000 до 1700000 рублей. На нашем рынке седан представлен лишь с бензиновыми моторами объёмом от 2 до 2,5 л с мощностью 150 и 192 силы. Интерьер автомобиля дополнил в 2015 году полнофункциональный мультимедийный середина с 7-дюймовым дисплеем, а в качестве опции предлагается проекционный дисплей, какой транслирует показания навигатора и бортового компьютера на лобовое стекло.
Образцово в ту же цену покупателю обойдется рестайлинговый кроссовер 2015 года Mazda CX-5. Стоимости 2016-2017 года на паркетник начинаются от 1 300 000 рублей. За эти денежки предложат переднеприводный автомобиль с бензиновым двухлитровым мотором мощностью 150 сил и механической КПП. Полноприводный кроссовер можно приобрести за 1 540 000 рублей с автоматической коробкой, а топовый Mazda CX-5 стоит 1 645 000 рублей. В 2016 году линейка моторов должна пополниться двумя дизелями объёмом 2,2 и 2,5 л мощностью 175 и 192 коню. За дополнительную плату дилеры добавят в комплектацию круиз-контроль, кнопочный запуск мотора, камеру заднего облика.
Совершенно новая модель Mazda CX-4 была представлена лишь в 2016 году. Автомобиль дебютировал на автосалоне в Пекине и это не зря. Её поставки в Европу и тем немало в РФ пока не обсуждаются. В принципе, все зависит от успеха купеобразного паркетника на китайском рыноке. Автомобиль построен на платформе Мазды СХ-5 последнего поколения, поэтому и гамма двигателей, и подвесок остались прежними. Объем багажника у кроссовера всего 400 литров, но при уложенных спинках в салон можно поместить 1300 литров груза. Под капотом у Mazda CX-4 — два мотора, какие доступны и для Мазда 6. Старшему 191-сильному положена лишь АКПП на 6 диапазонов, а 157-сильный мотор может также комплектоваться ручной КПП.
Если кроссовер 4-й серии ещё лишь возможно появится в салонах официальных дилеров, то Mazda CX-7 уже своё отжила. Тем не немного автомобиль прожил яркую жизнь. Это была одна из первых попыток компании слить экспрессию спортивного автомобиля и практичность кроссовера. По дизайну — это одна из самых узнаваемых моделей компании. Большенный угол наклона ветрового стекла, низкая посадка, динамичные черты кузова, все это отсылает к спортивным моделям компании. Вместе с тем, система целого привода ни на секунду не оставит автомобиль беззащитным на гололеде, снегу или на небольшом бездорожье. Безусловно, это не внедорожник, а необыкновенно асфальтовый автомобиль. Плотная подвеска, острое рулевое управление, особенно, когда под капотом урчит 238-сильный 2,3-литровый турбомотор.
Пятидверный переднеприводный хэтч, популярный также, как Мазда Демио на некоторых рынках. В Европе представили второе поколение автомашины в 2014 году, а перед этим показали концепт Хазуми. Но и без концепта было удобопонятно, что публике придётся смириться с наступлением эры Кодо в дизайне всего модельного линии компании. Хэтч класса В даже некорректно сравнивать с предыдущим поколением, поскольку Мазда вложила в самую махонькую модель не только душу вечного движения, но и массу технологических плюшек и мультимедийных гаджетов. Mazda 2 комплектуется 1,5-литровыми моторами семейства СкайАктив, какие могут выдавать 105 сил мощности и 220 Нм. В смешанном цикле машинка упрашивает всего 3 с небольшим литра на сотню. Но это не единственный мотор. В Европе предложат двигатели как на бензине, так и на солярке, как с наддувом, так и без. Совместно с моторами могут работать пяти- и шестиступенчатые МКПП, а также 6-диапазонный машина. Цена Mazda 2 в РФ начинается от 700 000 рублей без учёта акций и программ трейд-ин.
Идентичный старшим моделям по дизайнерским мазкам кроссовер устроится в продажу только в конце 2016 года. Цены пока не оглашены. Пока это самый компактный паркетник компании, который может владеть как полный привод, так и только передний. На презентации новой Mazda CX-3 японцы рассказали, что применили в кое-каких комплектациях совершенно новую краску, керамический металлик. Она меняет свойства в подневольности от освещения и выглядит это дело довольно эффектно. Автомобиль технически во многом вылит на Мазду 2 просто потому что у них одна платформа, но под капотом у этого кроссовера может показаться ещё и двухлитровый СкайАктив.
Mazda CX-9 (Мазда СХ-9)
Роскошный большенный кроссовер появился ещё в 2009 году и поначалу всячески старался понравиться американской публике. Но и кроме Штатов, паркетник оценили утилитарны на всех континентах. Новый Mazda CX-9 2016-2017 года весьма напоминает кроссоверы 7-го семейства, но по объёму полезного пространства в салоне ему нет равновеликих. В салоне могут с комфортом передвигаться 7 пассажиров, но если лёгким движением длани превратить машину в фургон, то в багажник может поместиться кубометр груза. Под капотом у Mazda CX-9 стоит V-образная шестерка мощностью 277 сил и 367 Нм, а трудится она в паре с АКПП на 6 диапазонов. Цена Mazda CX-9 у официального дилера — от двух миллионов рублей. Очередная мистификация от компании Мазда проходит будет успешно, дух Кодо восприняли не только коренные самураи, но и европейцы, потому ещё несколько лет эта философия будет властвовать над автомобилями Мазда, а там, уже как Ахурамазда произнесёт…