Начиная с 1997 года, руководство официального представительства Тойота в Москве получило новоиспеченную модель и новую головную боль. Им было не позавидовать. Дело в том, что с выходом совсем новой Toyota Avensis приходилось решать сложную задачу — как развести новоиспеченный автомобиль с уже хорошо и давно зарекомендовавшей себя Кемри. У европейских дилеров подобный проблемы не было, поскольку в Европу она вообще не поставлялась, а в России Кемри немного того что была популярной, но и выпускалась на заводе под Питером. Это значило, что и стоимости были ниже, и наличие запчастей было гарантировано, и их замена и ремонт был гораздо проще и доступнее, чем для новой Toyota Avensis. Но публика приняла автомашина благосклонно и отлично покупала седаны и даже универсалы вплоть до третьего поколения, пока модель в 2012 году не покинула наш рынок.
Гуд бай, Авенсис
Новую Toyota Avensis сейчас и Европа видит последний раз. За 18 лет выпуска по всем странам и континентам Акенсис приобрели 1 800 000 раз, но в прошлом году продажи пошли на спад и компания разрешила полностью свернуть производство модели к 2018 году. Замену ей, разумеется, уже придумали, но на прощание автомобиль решили крепко обновить, чтобы в памяти общенародной она осталась такой же бойкой, яркой и свежей. В планы концерна вообще входит перевод всех спускаемых автомобилей на гибридную тягу до 2020 года, но Авенсис эти планы обогнули стороной. Нет смысла огород городить, продажи за 2015 год грохнулись до степени 30 000 в год, а это компанию никак не устраивает. Поэтому Тойота Авенсис 2016 в новоиспеченном кузове стала лебединой песней модели.
Наша публика не сможет приобрести рестайлинговую машину ни за какие деньги, разве что с пробегом из Европы. Европейские версии б/у, уместно, до сих пор имеют стойкий спрос, поскольку качество сборки и материалы бывальщины лучше, а тем более, линейка моторов для них всегда была шире. К образцу, на нашем рынке невозможно было купить новый дизельный вариант Toyota Avensis, лишь бензин, да и коробок предлагали только две — вариатор и шестиступенчатую механику. АКПП не было ни под каким соусом, в отличие от той же Тойоты Кемри. Заключительная Toyota Avensis из кожи вон лезет, чтобы напоследок понравиться европейской публике. Специально для новоиспеченного кузова дизайнеры приберегли несколько интересных современных решений и применили их так, что автомашина теперь не узнать. От старой модели остались разве что боковины кузова. Выштамповки на дверях напоминают о третьем поколении модели, но передок и корма изменились радикально.
Оптика сейчас только светодиодная, новая решётка радиатора, новый бампер спереди и позади, совершенно другие задние фонари, другие крылья и капот. В списке опций на прощание компания предлагает фирменные 19-дюймовые литые диски и цельный набор новых цветов для кузова. Узнать прежний Авенсис на фото можно неужели только по оконной линии и знакомому треугольному окну на дверях спереди. Салон также перелопачен целиком и выполнен в новом корпоративном стиле. Здесь уже ничего не напоминает о третьем поколении модели. Немало качественные материалы, более богатые варианты расцветок салонных панелей, а плюс ко всему, инженеры обещают невиданную тишину в салоне. Говорят, что применили новейшие звукоизоляционные материалы, усилили изоляцию колёсных арок и днища, целиком заглушили кузовные полости. Кроме этого, инженеры полностью пересмотрели настройки подвески. Пружины и амортизаторы стали несколько мягче, а стабилизаторы сделали жесткими. Все рулевое управление конструктивно осталось старым, но его также перекалибровали.
Судя по всему, европейцев устраивал такой комплект бензиновых двигателей, их практически не тронули. Это три бензиновых атмосферных четырехцилиндровых мотора объёмом 1,6, 1,8 и 2,0 литра мощностью 132, 147 и 152 силы соответсвенно. Однако и в них внесли некоторые изменения. Благодаря применению новоиспеченных материалов при сохранении той же конструкции и коррекции настроек системы впрыска, удалось снизить расход топлива почти на 700 г у любого из двигателей. Это объясняют новой настройкой фазовращателей, оптимизацией степени сжатия и особому защитному слою на трущихся деталях. Именно это внедрение позволило сжать расход и кроме того, увеличить межсервисный пробег на целых 20 тысяч км и повысить интервал замены масла и фильтров в зависимости от двигателя. Для более мощных бензиновых моторов приготовили улучшенные вариаторы с иным гидротрaнсформатором, новым маслонасосом и новой прошивкой блока управления. По дизелям, какие мы никогда не видели, прошлись более серьёзно.
Разрешили полностью снять с производства двухлитровый турбодизель на 126 сил и 310 Нм момента. Вдогонку за ним отправили на пенсию ещё более мощный турбодизель на 2,2 л и 177 сил. Вместо них предложили новоиспеченные дизеля 1,6 на 112 сил и двухлитровый турбо дизель на 143 силы и 320 Нм крутящего момента. Эти моторы предлагают только с механическими коробками передач. Расход топлива упал до 4 литров на сотню в смешанном цикле для 1,6-литрового мотора, двухлитровый турбодизель упрашивает всего 4,5 литра на сотню. Цена Toyota Avensis 2016 в Европе начинается с $28 000 за базовую комплектацию, а за топовую версию с самым мощным бензиновым мотором и вариаторной трансмиссией с имитацией семиступенчатой КПП упрашивают $ 34 000.
Тойота Авенсис в России
Но это все у них, в Европах. У нас же официалы ещё предложат купить останки Toyota Avensis третьего поколения и в том случае, если машина осталась на строю, за базовую модификацию просят не менее 930 000 рублей. Двигатель в России итого один — 1,8-литровый 147-сильный бензиновый. К нему могут прикрутить либо механическую коробку передач на шесть ступеней, либо ввести вариатор Aisin. Цена топовой Toyota Avensis с вариаторной трансмиссией и тем же бензиновым мотором с целым набором оборудования и систем безопасности — 1 230 000 рублей. Если же приобрести все предлагаемые допы, то цена увеличится ещё тысяч на 80-90.
Актуальное для нас третье поколение Toyota Avensis предлагается в двух кузовах — универсал и седан. Если не находить Авенсис Версо, минивен, построенный на базе второго поколения седана и потихоньку переросший со порой в отдельную самостоятельную модель. До этого японцы делали минивены из любого седана. Были в свое время минивен Королла Версо, Кемри Версо и Авенсис Версо. Сейчас семейный минивен позиционируется, как самостоятельная модель, желая и использует платформы популярных седанов. Наш же Toyota Avensis никогда звёзд с небосвода не хватал. Его покупатель — спокойный и практичный человек. Ему незачем яркие дизайнерские выверты и сумасшедшая мощность моторов. Для него главное — спокойствие и комфорт в салоне. Желая третий Авенсис нельзя назвать безликим и невыразительным. Острые фары, большенный угол наклона лобового стекла, эмоция может наблюдаться лишь в параболическом капоте и его игрой с передней оптикой. Все. На этом острые грани заканчиваются. Профиль и корма машины вполне себе деловые и обыкновенные. Никакой стремительности и энергии. Только спокойствие и уверенность.
Та же уверенность и ещё вяще спокойствия транслируется в салон. Ничего необычного здесь нет. Оптимальный комплект оборудования, чтобы не замерзнуть и не задохнуться от жары, все сделано так, чтобы было спокойно, красиво и чистенько. Обзор отличный, стойки не перекрывают дорогу, регулировок кресел — самый минимум. Рулевая колонка также не имеет регулировки по выносу, но это компенсируется достаточными регулировками сидушки. Вместительность достаточная, как для седана класса D. Багажник поместит в себя 509 литров поклажи, а если этого будет систематичны мало, стоит присмотреться к универсалу. Объем его багажника — 600 литров, а при уложенной спинке заднего сиденья это уже 1610 литров. Заднее сиденье довольно просторное. Здесь спокойно усядутся трое взрослых и никому не будет узко. Места хватает и над головой.
В 2012 году Тойота представила новоиспеченную мультимедийную систему Touch’n’Go+. Её научили понимать голосовые команды. Сейчас появилась возможность управлять системой не только с кнопок на руле и при поддержки дисплея. Навигатор понимает голосовые команды места назначения, сможет сам проложить оптимальный маршрут. Но и это не все. Система может осуществлять телефонные звучны по голосовой команде, так же можно управлять мультимедийным проигрывателем. Вообще, даже в самой недорогой базовой комплектации, Toyota Avensis демонстрировала довольно неплохую оснащенность. По умолчанию был установлен электрический усилитель руля, кондиционер, а в немало дорогих комплектациях — климат-контроль, передние кресла со ступенчатым подогревом, целый набор подушек безопасности и мультифункциональный трехспицевый руль.
Технические характеристики Авенсис III
Один-единственный мотор, который предлагался официально — четырехцилиндровый бензиновый 16-клапанный рядный двигатель. Его мощность 147 сил при максимальных 6500 об/мин, максимальный крутящий момент был реализован на 4 тысячах витках и составлял 179 Нм. Мотор был оборудован фазовращателем первого поколения, какой был призван повысить эффективность работы на верхах. Однако до 4 000 витков Toyota Avensis вёл себя сонно и просыпался только после достижения пика крутящего момента. Для более-менее деятельных обгонов и опережений, надо было всегда держать стрелку тахометра в поясу 3,5-4 тысяч оборотов. Несмотря на это, динамика у двигателя была вполне пристойной. До сотни можно было разогнать машину за 9 секунд с механической коробкой, вариатор справлялся с этой задачей на полторы секунды тише.
Но если в приоритете была плавность хода, то вариатор был вне конкуренции. Для обожателей ручной коробки передач, конечно, был повод называть Toyota Avensis с двумя педалями пылесосом с рулём, но публика, свыкшаяся к автоматам, ни на что не жаловалась. Разве что, судя по отзывам владельцев, проблемы могли возникать с перегревом вариатора в сложных условиях эксплуатации и если прозевать критический момент, можно было загреметь на дорогостоящий ремонт, но, по истине говоря, такое случалось крайне редко. За вариатор кошельками голосовали и те, кто желал не просто передвигаться плавно и с комфортом, но и экономить при этом дорогой 95-й бензин. Toyota Avensis в подобный комплектации просил по городу не более 9 литров на сотню, а на трассе довольствовался 7,5 литрами. Будет неплохой результат для седана класса D.
Вариатор имеет и мануальный порядок. Он неплохо имитирует семь ступеней ручной КПП, причём переключать их можно как селектором порядков на полу, так и подрулевыми лепестками, кому как удобнее. Правда, в ручном порядке вариатор не реагирует на кик-даун. Электроусилитель руля оставался острым до заключительного доступного нам поколения. Он имел задатки адаптивного усилителя и мог регулировать усилие на баранке в подневольности от скорости и угла поворота. Подвеска работала надёжно и внятно. Спереди введены стойки МакФерсон, сзади тойотовская многорычажка. Подвеска отлично справлялась с нашими путями и старалась сохранять спокойствие в салоне. Её было слышно только на чистосердечно плохой дороге, но неровности она отрабатывала честно. Были кое-какие притязания к алгоритму работы тормозов. Некоторым казалось, что они слишком чувствительные. Но это дело, скорее, обыкновения.
Toyota Avensis отработал на нашем рынке почти 20 лет, за что ему большенное спасибо. Надёжный автомобиль с отличными техническими характеристиками, плавной и верной подвеской, приличной динамикой и богатым базовым оснащением. Единственное, что карты перепутал седан Camry. Он вроде бы выше по рангу, но цена в базовой комплектации была подобный же, как у Авенсиса в максимальной. Поэтому многие все же выбирали более просторный Кемри. Но те, кто решился на покупку Toyota Avensis ни разу не пожалели об этом. Альтернатива от Тойоты, разумеется, появится и появится она довольно скоро. Тем более, что в модельном ряду и в гамме двигателей компании ударения смещаются в сторону гибридов и машин на электротяге. Дождемся 2017 года и посмотрим, какие новинки приготовит Тойота для нашего рынка.