Корея никогда не была амбициозной и состоятельной страной. Ну на чем тут зарабатывать — полезных ископаемых нет, из растительности один рис, страна населена работящими, но неквалифицированными корейцами. А на камнях и на трудолюбии экономику не построишь. Корея с этим смирилась и существовала, как одна большая рисовая плантация, состоящая из Сеула и деревушек, раскиданных по горам и мелким косогорам.
Автопром на камнях. История автомобилей Хендай
В одной из таких деревень в 1915 году родился парень по имени Чон Чжу Ен. Деревня именовалась как-то не по-корейски, Асан, и была на той территории, которая через несколько десятков лет сделается ультрасоветской. Несмотря на то, что в семье кроме Чон Чжу было ещё семеро детей, родители-крестьяне смогли дать парню недурное по деревенским меркам образование — несколько классов начальной школы. Постигнув, что в деревне ловить нечего, юноша решает ехать покорять Сеул. Папа реализовал предпоследнюю корову, как мог собрал сына и 18-летний Чон Чжу Ен отправился в Сеул счастья разыскивать. Столица тоже не могла предложить особого разнообразия рабочих пунктов, но кормить семью надо было. Трудолюбивый и упрямый юноша трудился грузчиком риса, разнорабочим на стройке, курьером и, в конце концов, устроился механиком в автомастерскую. Интуиция подсказывало ему, что хвост птицы счастья уже недалеко и в 1939 году молодой человек обнаруживает своё дело. Предприятие называлось «Новое время», но это был не публицистический альманах, а авторемонтная студия. Её название по-корейски звучало Hyundai. Но до официальной регистрации пока дело не доходило, Hyundai Construction была зарегистрирована лишь в 1946 году, но как строительная фирма. Собственно, таких хендаев сейчас в России на любом шагу по пять штук — это была бригада из 11 шабашников и руководителя-бригадира. Тут нельзя не отметить роль младшего брата Чон Чжу, который закончил курсы английского и мог внятно вести переговоры с янки. Янки в огромных количествах строили дома и военные базы по все Корее и во Вьетнаме. Подрядов было немало, компания становилась сильнее и корейская война прошла для неё незамеченной.
Но страна все так и оставалась нищей, на камнях и без перспектив, а диктаторское правительство Ли Сын Мана занималось в основном тем, что «осваивало» американскую гуманитарную поддержка, набивая карманы и жируя в голодной и бедной стране. Их свергли демократы в 60-м, но и они очутились ничем не лучше. Только после военного переворота 61-го года, когда к воли пришёл умный генерал Пак Чжон Хи, ситуация в стране изменилась кардинальным манером. Генерал понял, что на камнях страну не построить и решил превратить Корею в одну непрерывную фабрику. Решение было более чем удачным и экспорт стал основной позицией для экономического роста страны. В том числе и экспорт строительных услуг, за счёт каких Hyundai сколотила отличный капитал и пользуясь расположением президента, фирма получила статус официального производителя автомашин в Корее уже с конца 60-х годов. Это значило, что компания получала практически полные кредиты, налоговые льготы и политическую поддержку. Холдинг Hyundai заработал в целую силу. Автомобильное подразделение выпускало лицензионные Форд Гранада, какие купила у британского подразделения Форда и сначала продавала их дома, после — в Африке, краях Азии и Китае.
Рядышком с легковой Гранадой выпускали лёгкий грузовик D150, а позже Форд Кортина МК1. Лишь такое положение дел не устраивало новоиспеченного олигарха Чон Чжу Ена и он лично занялся тем, чтобы организовать инженерно-конструкторский отдел для разработки и выпуска собственных, корейских моделей автомашин.
Не прошло и четырёх лет, как в 1975 году на 55-м автосалоне в Турине был показан истинно корейский компактный автомашина Hyundai Pony. Автомобиль получил прекрасные отзывы на шоу, в результате чего в 1976 году он уже был выставлен в автосалонах привередливой Европы. Так начиналось покорение корейцами автомобильного вселенной, а весь модельный ряд автомобилей Хендай с актуальными ценами 2016 года в России проследить уже несложно.
Проект Hyundai Creta (или ix25, как он позиционируется на рыноке КНР) был задуман, как универсальный и неординарный компактный паркетник малого класса. Впервые его показали на автошоу в Пекине в 2016 году, а в автосалонах официальных дилеров в Москве автомашина должен появиться до конца 2016 года. Дело в том, что локализованное производство для здешнего рынка налажено на заводе под Питером, где собирают массу корейских моделей крупноузловым способом, а отдельный — по полному циклу. Цена нового кроссовера колеблется от 900 000 до 1 200 000 рублей, автомашина может быть как с полным, так и с передним приводом. Представлено две коробки (АКПП и механика) и два бензиновых мотора 2,0/149 сил и 1,6л/123 силы. В перспективе на Hyundai Creta планируют установить два европейских дизеля объёмом 1,4 и 1,6 л мощностью 91 и 129 сил.
Любой год в России продаётся по пять тысяч седанов Элантра и новое поколение по идее не надлежит расстроить покупателя, привыкшему к хорошему. Потому что седан класса С сделался ещё лучше. Шестое поколение изменило дизайн, изменило настройки подвески, но платформа так и осталась прежней, Элантра строится на одной тележке с Киа Церато. Изменения коснулись и калибровки кормчего управления. Новый мотор 2,0л/149 сил выдаёт 192 Нм крутящего момента, но в Европе предлагается версия с ровным впрыском. Такая Hyundai Elantra развивает 176 сил и 213 Нм крутящего момента. Самый недорогой седан Hyundai Elantra у официалов в Москве реализуют за 900 000 рублей и это будет автомобиль с бензиновым 128-сильным атмосферником и 6-ступенчатой механикой. Та же комплектация, но с АКПП станет в 1 100 000 рублей, а топовая двухлитровая 149-сильная Элантра на машине будет стоить 1 400 000 р.
Год назад официальные дилеры Хендай начали зачисление заказов на кроссовер, который должен был заменить на рынке модель ix35, какая до этого называлась Hyundai Tucson. Собственно, после индексированного наименования кроссоверу вернули его незаслуженно отобранное имя. Туссан вернулся. На нашем рыноке автомобиль продаётся по ценам от 1 200 000 рублей за переднеприводный 132-сильный кроссовер, а топовый полноприводный Hyundai Tucson с дизельным 185-сильным мотором и машиной уже год как покупают за два с небольшим миллиона. Автомобиль продолжил добрую традицию устанавливать покупателя перед сложным выбором, поскольку дилеры предлагают ни немало ни мало, 15 комплектаций плюс пакеты опций. А это может быть стеклянная кровля, штатный навигатор, кнопочный пуск двигателя, тёплый пакет и ещё море симпатичных плюшек. Но даже самый недорогой Hyundai Tucson, который можно приобрести по акции за 1 189 000 рублей, в базе имеет и кондиционер и штатную мультимедийку.
Hyundai Santa Fe Premium (Хендай Санта Фе Премиум): дольше и престижнее
Премьера кроссовера состоялась в 2013 году, а в России он показался на полтора года позже. Разработан на базе обычного Hyundai Santa Fe третьего поколения, как люксовая модификация, но уже выделенная в отдельную модель. В салоне смогут покойно разместиться шесть-семь человек, при этом объем багажника не пострадал, а даже вытянулся. В транспортном положении багажник вмещает более 600 литров клади, в то время как у обычного Санта Фе объем составляет не более 576 л. В Европе автомашина предлагается только с 2,2-литровым турбодизелем мощностью почти 200 сил и моментом в 436 Нм. В России предлагают трехлитровый V6 на бензине и 2,4 литровый немало спокойный 170-сильный атмосферный мотор. Цена премиального кроссовера начинается от 1 900 000 и заканчивается 2 400 000 рублей за топовую комплектацию с турбодизелем и машиной.
Летом 2016 года на площадки официальных дилеров и авторизированных середин поступил премиальный кроссовер Hyundai Grand Santa Fe. Впервые автомашина представили в конце прошлого года в США, собственно, там и живет основной покупатель дорогостоящего корейского паркетника. Особенных отличий во внешности обновлённого премиального Hyundai Grand Santa Fe не видать, но зато по кузову, точнее, по его структуре изменений масса. Также с этого года начали предлагать новоиспеченный 3,3-литровый дизельный V6 мощностью 292 силы. Но на нашем рыноке машину можно купить максимум с 2,2-литровым 197-сильным мотором, целым приводом и автоматом за 2 600 000 рублей, а самый недорогой удлиненный премиум станет в 2 200 000 р.
Hyundai i40 (Хендай Ай 40): на любой запрос
Hyundai i40 — это среднеразмерный, среднеценовой, среднепокупаемый и среднеяркий седан или универсал. К автомашине могут прикручивать два мотора, две коробки и предлагается огромнейший набор опций. И все это по симпатичным ценам. К примеру, самый недорогой седан Hyundai i40 будет стоить 920 000 рублей и это будет автомашина с 149-сильным бензиновым двигателем и механической коробкой передач. Самый недорогой Hyundai i40 Универсал обойдётся в 1 110 000 рублей с тем же двигателем и той же КПП. На цену автомашины повлияет установка АКПП — для седана это плюс 80 тысяч к базовой версии, а все Hyundai i40 Универсал и так шагают только с шестиступенчатым автоматом. К любому кузову можно купить дизельный мотор мощностью 136 сил, а кроме него к крышке года компания обещает 171-сильный турбодизель последнего поколения и он должен шагать только с роботизированной КПП с двумя сухими сцеплениями. Цена седана в посредственном на 100 тысяч меньше, чем Hyundai i40 Универсал.
Hyundai i30 (Хендай Ай 30): сделано в Чехии
Если ничего не поменялось, то предварительные заказы на третье поколение Hyundai i30 принимали с учётом возможностей завода Хендай в Чехии. А вообще автомашина дебютировал в первом поколении ещё в 2007 году в кузове хэтчбек, запоздалее покупателю показали универсал, но наш рынок его так и не увидел. Автомобиль изначально был ориентирован на Европу, потому его собирали только на заводе в Ношовице, в Чехии. Отсюда и цены на хэтч не чересчур радостные у наших официалов — минимальный Hyundai i30 будет стоить от 900 000 рублей с 1,4-литровым мотором мощностью сто сил. Самый мощный хэтч из Чехии реализуют за 1 200 000 рублей и это будет машина с 1,6-литровым 130-сильным бензиновым мотором и самодействующей КПП.
Буквально за три года Hyundai Solaris сделался самым покупаемым автомобилем в России. В Европе его позиционируют как класс В+ и верно делают. Он на С не тянет, а для компактных хэтчей В-класса слишком велик. Изначально автомашины Солярис производились специально для условий эксплуатации РФ, то есть с пакетом для нехороших дорог, усиленной АКБ, пониженной степенью сжатия, более жёсткой подвеской, да и собирались Hyundai Solaris Хэтчбек и Солярис седан в России, что позволило нарисовать им прекрасные ценники. Самый красивый — 620 000 рублей. Столько просят за 107-силный бензиновый седан с механической КПП. Самый дорогостоящий — 830 тысяч с 1,6-литровым 123-сильным атмосферным мотором от автомашины прошлого поколения. И ещё одно — Hyundai Solaris Хэтчбек уходит с нашего рынока. Он здорово встал поперек дороги новому кроссоверу Крета, потому руководство решило вывести хэтч из автосалонов.
Hyundai Genesis (Хендай Генезис): проба на премиум
Как-то так вышло, что богатый покупатель не слишком хочет брать машины народных брендов. Для них кушать Лексус, а не Тойота, Инфинити, а не Ниссан, Акура, а не Хонда. Хендай отправь своим путём и решили не разделять машины для богатых, не очень состоятельных и бедных. Так и вышел в 2013 году новый Hyundai Genesis, причём в России он вышел с повышенным на 13 мм клиренсом. Мало ли что. Для люксового седана доступны два мотора — на 249 и 315 сил. Самый недорогой Дженезис станет в 2,4 млн, а полноприводный 3,8-литровый седан с 8-ступенчатым автоматом корейской разработки оценили в 3,5 миллиона.
Hyundai Equus (Хендай Экус)
Четырехдверный премиальный седан класса F. Выпускается с 2009 года лишь с задним приводом и автоматической коробкой передач. Автомобиль комплектуется двумя моторами — бензиновым 3,8-литровым мощностью 334 силы и 430-сильным пятилитровым двигателем. Цена за базовый лимузин — 3,6 млн рублей. Максимально упакованный 430-сильный Hyundai Equus станет примерно в пять миллионов. Что интересно, расход топлива у V-образной шестёрки итого 10,2 литра на сотню, а пятилитровая восьмёрка просит не более 11,3 литра. Салон автомашины отделан дорогими материалами, кресла задних пассажиров имеют функцию массажа, в всеобщем, все как у Роллс-Ройса, только отделка победнее, технические характеристики однообразнее и стоимость поменьше.
Hyundai Veloster (Хендай Велостер)
Не то купе, не то весьма разогретый хэтч. Но выглядит автомобиль очень задорно, спасибо за это Питеру Шрайеру. В принципе, автомашина строится на платформе хэтча i30, поэтому особых горячих расположений у машины не будет, зато очень оригинально решен кузов — с одной сторонки он имеет одну дверь, с другой — две. В автосалонах РФ автомобиль предлагается лишь с одним 132-сильным мотором и шестиступенчатой механикой. Все это добро разгоняет Hyundai Veloster до 100 км/ч за 10 с небольшим секунд, а бензина полукупе упрашивает около 6 литров на сотню. Минимальная цена — 980 000 рублей без учёта акций и скидок.
Hyundai H-1 (Хендай H1)
Коммерческий микроавтобус Hyundai H-1 получил в России три комплектации, два двигателя и две КПП, а также два варианта исполнения кузова — грузопассажирский или грузовой фура и микроавтобус. Отлично справляется с ролью семейного минивэна. Восьмиместный эргономичный просторный салон, рослая крыша, плавность хода и удобство посадки/высадки и загрузки груза. Может сделаться отличным помощником в бизнесе, а может пригодиться, как семейный или туристический, а также автомашина для бизнеса. Дизельные моторы отдают 116 и 170 сил, а КПП может быть как пятиступенчатым машиной, так и шестиступенчатой механикой. Цена универсального автомобиля — от 1,9 до 2,2 млн рублей.
Чон Чжу Ен умер в 2001 году, оставив корпорацию своему сыну. И помер он в непростой период для компании. Но сейчас, сидя в небесном лимузине, ему, наверное, приятно видеть, как компания Hyundai становится действительно символом новоиспеченного времени. Не по альманаху, а в реальной жизни. На камнях и без ископаемых. Могут же люд…