Автомобильные компании, какие работают на рынке неспешно развивающихся стран (как ООН оптимистично называет депрессивные и дышащие на ладан страны), в один прекрасный момент были застигнуты врасплох совершенно малопонятной тенденцией. Народ в странах с агонирующей экономикой постоянно хочет с собой что-то возить. И чем вяще, тем лучше. Ну не нужен в Мозамбик никакой хэтчбек, пусть даже он будет самым мощным и самым недорогим. Не покупают в Пакистане Тойоту Приус, пускай какая бы она ни была современная и экономически выгодная в эксплуатации. Практически невозможно реализовать в Турции отличный и недорогой хэтч Рено Клио, пусть даже и степень локализации производства там зашкаливает и цена автомобиля более чем демократичная. Собственно поэтому турецкое подразделение Рено подумало и решило, что Клио необходима адаптация к внутреннему рыноку. И дело совсем не в увеличенном клиренсе и жесткой подвеске. Поступили турецкие конструкторы радикально. Они попросту прилепили уродливый багажник к симпатичному хэтчу и не поверили своим глазам — торговли стремительно поползли вверх. Это произошло в 1999 году, а получившийся таким нехитрым манером седан назвали громко и символично — Renault Clio Symbol.
Как турки придумали собственный Symbol
И пошло — поехало. Автомобиль сразу же начали продавать на рыноках Азии, Океании и Южной Африки под именем Рено Клио Классик, в Польше его ведали, как Renault Thalia, в Латинской Америке он значился, как Рено Клио Седан, а в России его собирали без упоминания в наименованье базовой модели. У нас он был просто Рено Симбол. Изначально его позиция была четко установлена — он был значительно дешевле донорского хэтча, но дороже откровенно дешевого Рено Логан. С ремонтом и заменой запчастей проблем не было почти никаких, потому что даже на тот момент утилитарны во всем мире уже были широко распространены Клио второго поколения и Меган II, на железе каких, собственно, и был построен автомобиль. Все то, что подороже, кондиционер, салон, музыка и отдельный опции, было взято у Мегана, остальное по чуть-чуть от Клио и Дачии Логан. Ныне выпускается Renault Symbol с приставкой New, который построен еще на базе Клио третьего поколения, а в 2014 году вышла живая на 2016-2017 модельный год версия Renault Symbol, полностью повторяющая конструкцию и внешний вид новоиспеченного Логана. Говорить о Renault Symbol 2016, как о самостоятельной модели не доводится в принципе, поэтому, да простит нас Рено, разговор о нем будет уместен лишь в контексте Логана. Проблемы эксплуатации, технические характеристики, комплектации и стоимости автомобиля мы рассмотрим на примере первых двух поколений, как наиболее специфических для модели и как более всего подчеркивающих ее индивидуальность, если можно так сообщать о машине за 500 тысяч рублей.
Renault Symbol в первом поколении уж никак не мог притязать хоть на какой-нибудь статус в автомобильных кругах. Слишком уж неряшливо был прилеплен багажник-чемодан и профиль автомашины очень напоминал самоделки советских автолюбителей безо всяких притязаний на высокую эстетику и стиль. Исключительная практичность, которая явно шла вразрез со всеми понятиями об автомобильном дизайне. Если после рестайлинга 2002 года передок автомашины серьезно подправили, установили совершенно новые треугольные модные на то пора фары, изменили капот, передние крылья, решетку радиатора и бампера, то позади это был что-то невыносимое. Фонари изменили архитектуру, но инородное тело в облике аляповатого багажника и усеченной двери портило весь пейзаж. Невозможно удержать слезы, когда смотришь на Renault Symbol первого поколения в профиль. Автобусная задняя стойка делила автомашина на две неравные части — собственно, Рено Клио и отвратительный багажник, символизирующий Симбол.
Renault Symbol I, разбор полетов
Охотники дешевых седанов возлагали большие ожидания на еще один рестайлинг, 2006 года, когда освежившийся автомашина показали на автошоу в Париже. Но перевоплощения тыквы в Золушку, или в кого там превращаются уродливые персонажи в сказках, не случилось. Опять эта стойка портила всю картину. Даже с технической точки зрения с автомашиной можно было мириться. Мы уже говорили о неплохих возможностях по ремонту и обновлению потрохов благодаря целому ассортименту запчастей как у официальных дилеров, так и на рынках, с этим проблем не было. Отзывы обладателей Renault Symbol выпуска до 2008 года в целом характеризуют машину, как верную и довольно комфортную на свои деньги. Седан был собран на модульной перрону, на которой строили и Логан, и Ниссан Микра, Ноут, Рено Меган и Модус. К передней подвеске вообще не было никаких вопросов. Независимый МакФерсон был практически необслуживаемым и непреходящим, даже на наших недодорогах, а в отличие от Логана, шаровые опоры не бывальщины забиты в рычаги, а были съемными, что делало их замену дешевле и несложнее.
Задняя подвесок тоже особенных проблем не вызывала. Полузависимая торсионная балка, что с нее взять. Ведай, за подшипниками следи, смазку меняй и по необходимости резиновые втулки амортизаторов. Но натуральным кошмаром для владельцев старого Renault Symbol была замена выхлопной трубы. Дело в том, что в мишенях экономии или по каким-либо другим причинам, ее сделали неразборной. То есть без болгарки разобрать трубу или поменять, произнесём, отдельно резонатор, и думать было нечего. Причем в автомагазинах и у официальных дилеров вечно можно было купить и резонатор, и глушитель отдельно вместе с ремонтными втулками. Весьма несолидно со стороны французов. Ходовая в целом, тормозные колодки, диски, рулевая рейка, тяги — весьма надежны и не требуют особенного внимания в межсервисный интервал.
Renault Symbol до 2008 года мог быть укомплектован несколькими моторами. Самый популярный и не самый мощный — 1,4-литровый 75-сильный бензиновый доходяга. Мотор имел 8 клапанов и 114 Нм крутящего момента. Немощный, но очень живучий. Был и 16-клапанный такого же объема на 98 сил и 127 Нм момента, но покупали его нечасто. Проблем с моторами утилитарны не было, если не считать малую мощность. Были особенности. Самая увлекательная — размер ремня генератора и варианты его установки на двигатель. Если обладатель проводит замену ремня сам, то он может вполне прощелкать заводские рекомендации. Они прикасаются модификаций с кондиционером и без него. Если неправильно расположить ремень на шкивах (с кондиционером независимая ветка ремня справа, а без кондиционера, слева по ходу), то возникает добавочная нагрузка на подшипники роликов. Не смертельно, но это лишний повод для замены ремня и роликов. Вторая проблема — с катушкой зажигания. При беспрерывном нагревании от блока цилиндров ее корпус растрескивается и искра прошивает на блок. Выходит такое не так часто, но факт остается фактом. Из полезных и приятных моментов, многие помечают тот факт, что ремень привода ГРМ имеет готовые метки для установки, промахнуться практически невозможно. Немного раздражает изобилие болтов с головкой на 16 в конструкции автомашины, в стандартных наборах инструментов такого ключа не встретишь, а также нестандартный четырехгранник для пробки слива масла при замене.
Второе поколение, заход эпохи Symbol’изма
В 2008 году, наконец, случилось то, о чем грезили эстеты, не позволявшие себе даже смотреть в сторону Renault Symbol из-за оригинального дизайна. Задняя стойка была побеждена. Новый Симбол был представлен на автошоу в Москве и это был автомашина в совершенно другом кузове, но с похожими техническими характеристиками, ничем, утилитарны ничем, не напоминавший прежний горбатенький седан снаружи. Совершенно новоиспеченная оптика, которая уже не будоражила воспоминаниями о биодизайне начала 2000-х, новоиспеченные бампера, черные продольные молдинги, несколько блестящих, строящих из себя хромированные, декоративных планок, совсем новые задние фонари и главное — наличие маленького стеклянного треугольничка на задней стойке. Он-то и разгрузил визуально профиль автомашины, сделал седан настоящим и избавил от ощущения самопальной конструкции. К тому же машина вытянулась в длину на целых 9 см, что выразилось в более активных свесах и более просторном салоне. Изначальный козырь Renault Symbol — багажник. Этот чертов багажник сейчас имеет 510 литров объема, обшит мягким материалом, вот лишь длинные грузы в него не уложить. В задней спинке сидений никакого люка не предусмотрено.
Видео: тест-драйв Рено Симбол 2016
Посадка за рулем и эргономика, в принципе, остались старыми. То есть — на уровне. Жесткий недорогой пластик, хрустящие ручки и переключатели вечно будут напоминать о том, что машина из малобюджетного класса. Появилась автоматическая КПП, какую в прежней версии в Россию не поставляли, а с двигателями все тот же набор. Два бензиновых мотора на 86 и 98 сил. Недавно показался 1,6-литровый агрегат на 106 лошадей. Его можно купить лишь в топовых комплектациях. В Европу поставляется целый пучок дизельных агрегатов, но у нас их не было и едва-едва ли будут. Последние Renault Symbol New продавались по цене от 500 000 рублей за штуку в минимальной комплектации. Это был седан с 1400-кубовым мотором на 98 сил и механической пятиступенчатой коробкой. В базе была лишь водительская подушка безопасности, центральный замок, электрический усилитель руля и регулировка кормчий колонки по высоте. За литые диски просили доплатить 17 000 рублей, а краска металлик стоил дополнительные семь с половиной тысяч. Максимальный Симбол в комплектации Динамик стоил 600 000 рублей. На автомашине стоял двигатель 1,6 л/106 сил и автоматическая четырехступенчатая КПП. В базе салон комплектовался двумя подушками безопасности, системой ABS, кондиционером и простеньким бортовым компьютером. Извне топовую версию седанчика можно было отличить только по штатным противотуманкам и опциональным датчикам парктроника.
Таким ушел от нас Renault Symbol, а на замену ему французы прислали новоиспеченный Логан, который доступен с 2013 года практически по тем же ценам и с теми же комплектациями. Но основное, что осталось в Логане от Симбола — тот же объем багажника. Ровно 510 литров. Что еще необходимо, чтобы получить удовольствие от недорогого седана…