Постойте, хоть кто-либо, останьтесь. Неужели через год-второй уже нельзя будет выбрать автомашина, чтобы он не значился в технических характеристиках кроссовером? Кроссовер-скорая помощь, кроссовер-пожарка, кроссовер-дорожный патруль. А как же минивены? Не будет минивенов, позабудьте. Это пару лет назад любая уважающая себя фирма просто обязана была, хотела-не желала, а должна была иметь в производственной линейке хотя бы один минивен, если вы еще помните о чем мы сообщаем. Это такой большой, достаточно солидный однообъемный автомобиль, почти микроавтобус, с мощным двигателем и великолепным комфортным салоном. Салон можно трансформировать и так, и эдак, он может быть запросто превращен в фура, в дом на колесах, в девятиместный пассажирский лайнер, в роскошный деловой кабинет, в передвижную ребяческую комнату, в конце концов. И где это все? Все производители краснеют и опускают взгляд, но лишь Рено гордо восклицает — есть, есть у нас минивэн. Почти что канонический Renault Espace, почти подобный, как был построен в 1984 году. Такой же, только кроссовер. Опять паркетник? Ладно, демонстрируйте свой Эспейс-кроссовер, а мы уж как-нибудь сами разберёмся, покупать его, или нет.
Эспейс, пришелец из космоса
Ничего подобного Европа еще не видала. Были некоторые попытки, и довольно успешные, превращать грузовые фуры в пассажирские микроавтобусы, но чтобы заново построить однообъемный автомобиль, с нуля, с незапятнанного листа — такого в Европе еще не было. Французы представили первое поколения Renault Espace в 1984 году. Это был натуральный взрыв. Кроме того что сам по себе форм-фактор был в новинку для европейской публики, так еще и дизайн новоиспеченного минивена был очень удачным и симпатичным. Внутреннее пространство можно было трансформировать до второго пришествия как угодно и во что угодно, монтаж, демонтаж, перемещение панелей и сидений был несложен и не требовал никого руководства по ремонту и эксплуатации. Славный получился автомашина — надежный, красивый и интересный.
Интересный он, кстати, и своей историей. Над дизайном автомашины начали работать еще в 70-х годах. Идея принадлежит британцу Фергусу Поллоку, он тогда трудился на компанию Крайслер. Была когда-то такая марка, Матра, весьма интересная компания и среди ее моделей была одна, называлась Matra Rancho. Она чем-то напоминала нынешний Рено Кангу, но адаптированный для пассажирских транспортирований, эдакий семейный туристический автомобиль довольно интересной внешности. Когда Матра взошла в состав PSA (Пежо/Ситроен), ее дизайнеры продолжили работу над проектом Эспейс, как идейной замене стареющему Ранчо. Как раз в этот момент, в 1984 году, Рено выкупает Матра у PSA и выводит на рынок новинку уже под своим логотипом. Так Европа получила первый минивен.
По технической доли Renault Espace никаких особенных прорывов не совершал. Автомобиль слегка обновился в 88-м, а новоиспеченное, второе поколение уже было выпущено в 1991. Это был совершенно другой автомашина в техническом плане, концепция же однообъемного космоса продолжала сохраняться. Совсем безумная выходка со стороны Матры — концепт-кар, который был разработан одновременно к десятилетию модели и с намеком на причастность Рено к гонкам Формулы 1. В минивен вкололи W-образный десятицилиндровый двигатель от гоночного болида Рено-Вильямс, кузов скопили из композитных материалов, а выглядел Renault Espace F1 просто потрясающе. Кроме того, он еще и ехал. До 200 км/ч семейный Эспейс разгонялся за пять с небольшим секунд, а максималка у него была за 300, но ее, представляется, никто не проверял.
Начиная с 1997 года, автомобиль получил удлиненную на 200 мм версию, какая носила название Renault Grand Espace IV. Наряду с ней, выпускались и куцые Эспейсы. В начале 2000-х годов автомобиль получал все больше запчастей, унифицированных с Рено Лагуна, что весьма упрощало техобслуживание, ремонт и замену деталей. Renault Espace в новоиспеченном кузове, самой последней генерации, был представлен в Париже в 2014 году, а слово «кроссовер» впервые прозвучало по касательству к модели в 2015 году, которая уже поступила в продажу в Европе. И совершенно не на ровном месте.
Новый Рено Эспейс, классика жанра
Новоиспеченный Renault Espace 2016 собран на глобальной платформе CMF-CD. На этой же тележке собираются Рено Каджар, Ниссан Кашкай и Икс-Трейл. Следственно, рулевое, подвеска с небольшими коррективами унаследованы от этих автомобилей. Собственно поэтому компания попугивала публику разговорами о кроссовере. В новом поколении вариант Гранд Эспейс отменяется по той вину, что обычный минивен почти пять метров длиной, а колесная база на 16 мм вяще Гранда в прошлом поколении. Машина чуть раздалась в ширину, но вышина уменьшилась до 1676 мм. Конструкция кузова была в корне пересмотрена и совершенно не зря концепт F1 намекал на композитные материалы. Несущая конструкция стала гораздо жестче на кручение, прочнее и ощутимо легче — на 200 кг. Современные материалы мастерят свое дело. Полное изменение архитектуры кузова совсем не помешало автомашине показать прекрасные результаты на краш-тастах EuroNCAP. Renault Espace расколошматили в 2015 году и получили за это без нескольких баллов пять звезд. Занижение черты крыши, кроме отличной и динамичной внешности, позволило выдуть в аэродинамической трубе отличный показатель по лобовому сопротивлению — Сх=0,30. Это на уровне самых продвинутых седанов.
Наружность Renault Espace в новом кузове — классика жанра. Однообъемный стремительный силуэт, огромный угол наклона передних стоек, панорамное фронтальное стекло, но капот получился более выраженным, чем в предыдущих поколениях. Дизайнер проекта сознался, что вдохновением для разработки нового кузова стал сверхсовременный французский скоростной поезд ТGV. Причастность к бренду, буквальнее, к его породистым автомобилям, также проявляется довольно сильно. Постоянно вырастающий ромб на новой решетке радиатора, современный передний бампер с специфическими для Рено последних лет воздухозаборниками, узкие вытянутые фары со светодиодами, а о том, что под кузовными панелями есть начинка от кроссовера, говорят разве что в меру развитые колесные арки, эдакий автомобильный бодибилдинг. Кроссоверная перрон продиктовала и солидный, как для асфальтовой машины, клиренс. Ни много ни мало, 162 мм, а кроме того, нательная кромка кузова получила пластиковые декоративные накладки, которые, беспорочно говоря, не сильно вяжутся с хромированными рамками стекол салона на дверях. Решительно добивают доверчивого созерцателя 20-дюймовые диски из полированного алюминия, какие можно купить только, как опцию. Впрочем, и родные, 17-дюймовые колеса, выглядят не хуже, а на наших путях покажут себя даже лучше опциональных. Не слишком крупное заднее дутое стекло защищено от аэродинамической слякоти дефлектором, но это едва ли спасет датчики парковки и камеру заднего облика от постоянного забрызгивания дорожной взвесью, особенно в межсезонье.
Технические характеристики и стоимости в Европе
Настоящий минивен должен иметь хороший, достойный мощный двигатель. У Renault Espace в 2016 году их три. Все с турбинами, все свежие. Все моторы научили экономить топливо в пробках и на светофорах, а это значит, что на любом из них установлена новая система старт/стоп. Бензиновый 200-сильный двигатель — это рядная четверка 2,2 л с наддувом, какую устанавливают в этом году также и на Рено Клио RS. Двигатель весьма динамичный и тяговитый, но ведет он себя совсем не так, как на легеньком Клио. Это вполне объяснимо, ведь Renault Espace на 400 кг тяжче заряженного хэтча. Нельзя сказать, что тяги большому минивену не хватает, но 260 Нм крутящего момента, доступных уже с 1750 витков, как раз позволяют держать достаточную планку по динамике и максимальной скорости. К этому мотору возложено сцепление с двумя дисками. Работает это хозяйство вполне прилично, передачи переключаются весьма резво, но иногда, судя по отзывам владельцев б/у минивенов, могут присутствовать толчки. С комплектом скорости до сотни за восемь секунд и заявленной в 220 км/ч максимальной скоростью, подобный небольшой грешок, нам кажется, можно и простить. Тем более что в городском цикле у автомашины вполне сносный аппетит. Технические характеристики говорят о 7,7 литра расхода, а если вывести машину на линию, то там она продемонстрирует и вовсе чудеса экономичности. З городом расход бензина составит не немало 5,4 литра на сотню.
Два турбодизеля — это самое лучшее, что можно предложить для такого крейсера. При вполне приемлемой мощности в 130 и 160 сил, оба двигателя чрезмерно эластичны и не напрягают шумом ни на холостых оборотах, ни на скорости. 160-сильный дизельный 2,0 DCI битурбо демонстрирует шикарный крутящий момент уже на 1700 об/мин, около 390 Нм. Он способен рассеять Renault Espace до сотни за 9,6 с, а максимальная скорость, заявленная компанией ограничена на 202 км/ч. Дизель гораздо экономичнее бензинового мотора и в городе он будет упрашивать не более пяти литров на сотню, а для преодоления ста километров по трассе ему будет довольно четырех литров солярки. Относительно старая платформа получила сравнительно новую систему управления задними колесами. На скорости до 60 км/ч они поворачиваются в противолежащую сторону относительно передних, а на высоких скоростях — в ту же. Это позволило уменьшить радиус разворота до 11 метров и упростить парковку и сложные маневры в условиях узкого мегаполиса, а на трассе длинный кузов отлично поворачивает и держит дугу в завороте. Система устанавливается не на все комплектации и может быть смонтирована на заказ, как опция.
Видео на английском стиле: тест-драйв Рено Еспейс
Многие системы и электронные помощники могли бы быть и базовыми, лишь вот отпускная цена на новый Renault Espace не дает такой независимости. Минимальный минивен в 2016 году должен стоить 33 500 евро. По мере обрастания добавочным оборудованием, цена автомобиля растет вплоть до топовой комплектации Initiale Paris. Самый дорогостоящий Renault Espace можно купить за 46 200 евро. Официально Рено Эспейс в России пока не представлен, потому дилеры могут ввозить автомобили только под заказ. Естественно, что изменится и рублевая стоимость на каждую из комплектаций.
Полный привод, безукоризненное исполнение салона, огромные возможности для трансформации кузова, великолепное оснащение и качественная отделка. Что еще необходимо, для того, чтобы снова стать самым лучшим минивеном в Европе, пускай даже с кличкой «кроссовер».